Оглавление книги

17. Предвестники утренней зари - «Великая борьба»

Aудиозапись
Землетрясение в Лиссабоне в 1755

Во всех частях света верующие люди, исследовавшие Библию, обнаружили, что в истории этой планеты скоро произойдет величайшее событие – Второе пришествие Иисуса. Большие знамения, изложенные в пророчествах Библии, в основном уже свершились.

-----------------------------------------------

Истина о том, что Христос придет во второй раз, чтобы окончить грандиозную работу искупления, – это одна из наиболее важных и славных истин, явленных в Библии. Для скитающихся детей Божьих, на столь долгий срок оставленных пребывать в долине смертной тени (см. Псалом 22:4 – прим. ред.), драгоценная, вселяющая радость надежда дана в обещании явления Того, Кто «есмь воскресение и жизнь» (Ев. Иоанна 11:25 – прим. ред.) и Кто возвратит изгнанников Своих. Доктрина о Втором пришествии является ключевой в Священном Писании. Начиная с того самого дня, в который первая супружеская пара, скорбя, направила свои стопы к выходу из Эдема, дети веры ожидали, когда придет Обетованный, чтобы сломить силу разрушителя и вернуть утраченный Рай. Святые люди прежних времен предвкушали пришествие Мессии во славе как осуществление своего упования. Еноху, всего лишь на семь поколений отстоящему от тех, кто жил в Эдеме, тому, кто в течение трех веков жизни на земле ходил с Богом, было позволено созерцать издали пришествие Освободителя. «Се, – провозглашал он, – идет Господь с тьмами святых (ангелов) Своих – сотворить суд над всеми» (Иуды 14-15). Патриарх Иов в ночь своего бедствия с твердой верой воскликнул: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27).

Пришествию Христа, которое возвестит о воцарении справедливости, были посвящены наиболее торжественные и волнующие высказывания священных писателей. Поэты и пророки Библии описывали его словами, исполненными небесного вдохновения. Псалмист воспевал могущество и величественность Царя Израиля: «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог. Грядет Бог наш, и не в безмолвии... Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Псалтирь 49:2-4). «Да веселятся небеса, и да торжествует земля... пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей» (Псалтирь 95:11-13).

Пророк Исаия сказал: «Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов». «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Исаия 26:19; 25:8-9)

И Аввакум, восхищенный в святом видении, взирал на Его явление: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет... Он стал – и поколебал землю; воззрел – и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его – вечные... Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные... Увидевши Тебя, вострепетали горы... бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих... Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего» (Аввакум 3:3-4,6,8,10-11,13).

Когда Спасителю уже предстояло разлучиться со Своими апостолами, Он подбодрил их в их тоске уверением в том, что придет вновь: «Да не смущается сердце ваше... В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Ев. Иоанна 14:1-3). «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Ев. Матфея 25:31-32).

Ангелы, которые на какое-то время остались на Елеонской горе после вознесения Христа, повторили апостолам обетование о Его возвращении: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11). И апостол Павел, вдохновляемый Духом, свидетельствовал: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фессалоникийцам 4:16). Пророк Патмоса говорит: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откровение 1:7).

Вокруг Его пришествия сосредоточивается слава «совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деяния 3:21). Затем долго длившееся правление зла будет сокрушено; «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откровение 11:15). «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие». «Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами». Он «будет великолепным венцом, и славною диадемою для остатка народа Своего» (Исаия 40:5; 61:11; 28:5).

Именно тогда под всеми небесами будет установлено долгожданное и мирное царство Мессии. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа». «Слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона». «Не будут уже называть тебя „оставленным“, и землю твою не будут более называть „пустынею“, но будут называть тебя: „Мое благоволение к нему“, а землю твою – „замужнею“». «И как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исаия 51:3; 35:2; 62:4-5).

Во все времена пришествие Господа было упованием Его верных учеников. Обетование Спасителя о Его возвращении, данное апостолам при расставании на горе Елеонской, озарило их будущее, наполняя сердца радостью и надеждой, которые не могли заглушить ни печаль, ни переживания. Посреди испытаний и гонений «явление славы великого Бога и Спасителя Иисуса Христа» было блаженным упованием (Титу 2:13 – прим. ред.). Когда христиане города Фессалоники горевали, хороня своих дорогих, надеявшихся дожить до пришествия Господа, Павел, их учитель, говорил им о воскресении из мертвых, которое совершится при возвращении Спасителя. Затем умершие во Христе восстанут и вместе с живыми будут вознесены навстречу с Господом в воздухе. «И так, – сказал он, – всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам 4:16-18).

На скалистом Патмосе возлюбленный апостол слышит обещание: «Ей, гряду скоро!» – и горячий отклик на него звучит в молитве церкви во время всех ее скитаний: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение 22:20).

Из тюрем, с костров и эшафотов, откуда святые и мученики свидетельствовали в пользу истины, доходят сквозь века изречения, выражающие их веру и упование. «Уверенные в личном воскресении Христа, а, стало быть, и в своем собственном в Его пришествие, они по этой причине, – рассказывает один из этих христиан, – презирали смерть и оказывались выше нее» (Daniel Т. Taylor, The Reign of Christ on Earth: or, The Voice of the Church in All Ages, стр. 33). Они готовы были сойти в могилу, чтобы затем «восстать свободными» (Там же, стр. 54). Они чаяли «пришествия с Небес Господа на облаках во славе Отца Своего,.. несущего верным предзнаменование наступления Своего царствия». Вальденсы лелеяли ту же самую веру (Там же, стр. 129-132). Уиклиф предвкушал явление Искупителя как событие, на которое следует уповать церкви (Там же, стр. 132-134).

Лютер заявлял: «Я воистину убежден в том, что не пройдет и трех столетий, как настанет день суда. Бог не пожелает, не сможет выносить этот грешный мир дольше». «Подходит великий день, в который это отвратительное царство будет ниспровергнуто» (Там же, стр. 158,134).

«Скоро этому старому миру придет конец», – сказал Меланхтон. Кальвин умолял христиан «не сомневаться, горячо желая дня Христова пришествия как наиболее благоприятного из всех событий», и заявлял, что «вся семья верных не будет терять этот день из виду». «Мы должны сильно желать видеть Христа, мы должны стремиться к Нему, ожидать Его, – говорил он, – вплоть до рассвета того великого дня, когда наш Господь в полной мере явит славу Своего царства» (Там же, стр. 158,134).

«Не вознесся ли наш Господь Иисус на Небеса в нашей плоти? – сказал Нокс, реформатор Шотландии. – И неужели он не вернется? Мы знаем, что он возвратится, причем не замедлит». Ридли и Латимер, ради истины пожертвовавшие жизнью, с верой ожидали пришествия Господа. Ридли писал: «Мир, без сомнения, – в это я верю и потому говорю так – приближается к концу. Давайте вместе с Иоанном, слугой Божьим, воскликнем в своих сердцах нашему Спасителю Христу: „Ей, гряди, Господи Иисусе!“ (Откровение 22:20 – прим. ред.)» (Там же, стр. 151,145).

«Мысли о пришествии Господа, – сказал Бакстер, – для меня наиболее приятные и радостные» (Richard Baxter, Works, т.17, стр. 555). «Любить Его явление и лелеять эту благословенную надежду – это плод веры и характера Его святых». «Если смерть – это последний враг, которому суждено быть уничтоженным при воскресении, то можно понять, насколько серьезно верующим следует желать Второго пришествия Христа и молиться о нем, ведь тогда осуществится совершенная и решающая победа» (Там же, т.17, стр. 500). «Это тот день, которого все верующие должны жаждать, надеяться и ждать как завершения всего дела их искупления и как исполнения всех желаний и устремлений их сердец». «Приблизь, о, Господь, этот благословенный день!» (Там же, т. 17, стр. 182-183). Таким было упование апостольской церкви, «церкви в пустыне» (см. Откровение 12:14 – прим. ред.) и церкви реформаторов.

Пророчество не только предвозвещает способ и цель пришествия Христа, но и предоставляет знамения, по которым люди должны понять, что оно рядом. Иисус сказал: «И будут знамения в солнце и луне и звездах» (Ев. Луки 21:25). «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Ев. Марка 13:24-26). Автор книги Откровение описывает первый из признаков Второго пришествия, следующим образом: «Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откровение 6:12).

Эти знаки наблюдали до наступления XIX века. Во исполнение этого пророчества в 1755 году случилось самое ужасное из всех когда-либо зарегистрированных землетрясений. Широко известное под названием Лиссабонского, оно охватило большую часть Европы, Африку и Америку. Его почувствовали в Гренландии, в Вест-Индии, на острове Мадейра, в Норвегии и Швеции, в Великобритании и Ирландии. Оно распространилось по площади не менее четырех миллионов квадратных миль. В Африке толчки были почти настолько же мощными, как и в Европе. Огромная часть Алжира была превращена в руины, а недалеко от Марокко деревня с населением в восемь или десять тысяч человек ушла под землю. Громадная волна накрыла побережья Испании и Африки, захлестнув города и причинив великие разрушения.

Но в Испании и Португалии подземные толчки были особенно интенсивными. Говорили, что в Кадисе поднялась приливная волна высотой в шестьдесят футов. Горы – «несколько из самых больших в Португалии – были сильно поколеблены как будто в самом их основании, а некоторые из них раскрылись у своих вершин, удивительным образом расколовшихся, и огромные массы горных пород низверглись в примыкающие к ним долины. Рассказывали, что из этих гор выходил огонь» (Sir Charles Lyell, Principles of Geology, стр. 95).

В Лиссабоне «услышали из-под земли звук, подобный грому, и сразу после этого мощный толчок разрушил большую часть города. В течение примерно шести минут погибло шестьдесят тысяч человек. Море сперва отошло, и образовалась сухая полоса, а потом оно нахлынуло, поднявшись на пятьдесят или даже больше футов выше обычного уровня». «Среди прочих необычных событий, имевших место в Лиссабоне во время катастрофы, было крушение новой набережной, полностью построенной из мрамора и потому крайне дорогой. Огромное число людей собралось на ней в поисках безопасного места, поскольку там они могли быть вне досягаемости обрушивающихся построек; но неожиданно набережная затонула со всеми находящимися на ней людьми, и ни одно из мертвых тел так и не всплыло на поверхность» (Там же, стр. 495).

«От ударной волны землетрясения мгновенно развалились все церкви и монастыри, почти все крупные общественные строения и более четверти всех жилых домов. Примерно через два часа после этого в различных кварталах разгорелись пожары и около трех дней боролись за пространство с такой яростью, что город был совершенно опустошен. Землетрясение случилось во время религиозного праздника, когда народ заполнил церкви и монастыри, и лишь совсем немногие уцелели» (Encyclopedia Americana, art. Lisbon, note, ed. 1831). «Невозможно описать ужас, охвативший людей. Никто не плакал; это было выше слез. Они бегали взад и вперед, вне себя от страха и потрясения, били себя по лицу и в грудь, крича: „Господи, помилуй! Пришел конец света!“ Матери забывали о своих детях и носились с изображениями распятия. Многие кинулись в церкви, ища защиты; но, увы, тщетно проводилась евхаристия; тщетно бедные создания обнимали алтари; образа, священники и народ были похоронены в общей могиле под развалинами». Число погибших в тот роковой день было оценено в девяносто тысяч человек.

Двадцатью пятью годами позже появился следующий знак, названный в пророчестве: померкли солнце и луна. Что в этом поражало больше всего – так это тот факт, что время его осуществления было указано в точности. В разговоре Спасителя с учениками на Елеонской горе после описания долгого периода испытания для церкви – 1260 лет гонений со стороны папства, относительно которого Он пообещал, что сократятся те дни, – Он упомянул определенные события, предваряющие Его пришествие, и установил время, когда должно было произойти первое из них: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего» (Ев. Марка 13:24). 1260 дней, или лет, истекли в 1798 году. Четвертью века ранее гонения почти совсем закончились, после чего, в согласии со словами Христа, солнце должно было померкнуть. 19 мая 1780 года это пророчество сбылось.

«Чуть ли не единственным, самым таинственным и до сих пор не объясненным феноменом своего рода... является мрачный день 19 Мая 1780 года – очень странное потемнение всего неба и атмосферы в Новой Англии» (К. М. Devens, Our First Century, стр. 89). То, что тьма образовалась не вследствие солнечного затмения, очевидно из того, что луна тогда была почти полной. Не облака и не уплотнение атмосферы вызвали тьму, так как в некоторых местах, где она распространилась, небо было настолько ясным, что виднелись звезды.

Один из очевидцев, проживавший в штате Массачусетс, описывает это событие следующим образом: «Утром взошло ясное солнце, но скоро оно закрылось тучами, которые становились все мрачнее, пока через короткое время не превратились в угрожающе черные, и из них исходили молнии, раскаты грома и пролился маленький дождик. К девяти часам тучи стали не такими густыми и приобрели медный оттенок, а земля, скалы, деревья, строения, вода и люди выглядели по-другому при этом странном неземном свете. Несколькими минутами позже тяжелая черная туча распространилась по всему небосводу, оставив свободным лишь узкий ободок на горизонте, и стало так темно, как это обычно бывает часов в девять летним вечером...

Страх, тревога и благоговение мало-помалу наполняли людские души. Женщины стояли у дверей, всматриваясь в темный ландшафт; мужчины прекращали свой труд на полях; столяр оставлял свои инструменты, кузнец – кузницу, лавочник – лавку. Школы закрывались, и дрожащие от страха дети расходились по домам. Путники устраивались на ночлег в ближайших фермерских домах. „Что происходит?“ – вопрошали все уста и все сердца. Все выглядело так, будто бы на страну был готов обрушиться ураган или же наступал конец света.

В домах загорелись свечи, а пламя каминов сияло так ярко, как в осенний безлунный вечер... Куры возвращались в свои курятники и засыпали; коровы и быки собирались у ограждений своих загонов и мычали; лягушки квакали; птицы пели свои вечерние песни и вокруг носились летучие мыши. Но люди знали, что ночь еще не наступила...

Доктор Натанаэль Уиттейкер, пастор церкви Скинии в Салеме, проводил в доме молитвы религиозное служение и говорил проповедь, в которой утверждал, что эта тьма была сверхъестественной. Собрания проводились и во многих других местах. Во всех сказанных на них спонтанных проповедях использовались те тексты, которые обнаруживали, что эта тьма согласуется с библейским пророчеством... Мрак был наиболее густым в начале двенадцатого часа дня» (The Essex Antiquarian, April 1899, т.3, № 4, стр. 53-54). «На большей части территории страны он был в дневное время настолько непроглядным, что люди не могли без зажженной свечи ни определить время по часам, ни пообедать, ни заняться своими домашними делами...

Необычными были пределы распространения этой тьмы. На востоке ее наблюдали до самого Фалмута. В западном направлении она достигла самых отдаленных частей Коннектикута и Олбани. На юге она наблюдалась вдоль всего морского побережья, а на севере – повсюду, где только были американские поселения» (History of the Rise, Progress, and Establishment of the Independence of the U.S.A., т.3, стр. 57).

После густого мрака этого дня, за один-два часа до наступления вечера, небо кое-где расчистилось и показалось солнце, однако же оно все еще было скрыто черной, тяжелой мглой. «После заката опять набежали тучи, и начало очень быстро темнеть». «Ночная темнота оказалась не менее удивительной и пугающей, чем дневная; хотя луна в то время находилась почти в полной фазе, ни единого предмета невозможно было увидеть без искусственного освещения, которое, если на него смотреть из соседних домов и из других мест, расположенных на некотором расстоянии, едва мерцало сквозь своего рода египетскую тьму, казавшуюся почти непроницаемой для лучей света» (Isaiah Thomas, Massachusetts Spy; or, American Oracle of Liberty, т.10, № 472, 25 мая 1780). Один очевидец этого события говорил: «В то время я не мог перестать думать о том, что если бы каждое светящееся тело во Вселенной оказалось вдруг за непроницаемым щитом или вовсе прекратило существовать, то тьма не смогла бы быть более густой» (Letter by Dr. Samuel Tenney of Exeter, New Hampshire, December 1785, Massachusetts Historical Society Collections, 1792, I сер., т.1, стр. 97). Хотя в ту ночь уже в девять часов луна достигла своей максимальной высоты над горизонтом, все же «это не возымело ни малейшего действия: смертные тени не исчезли». После полуночи тьма рассеялась, и луна, когда ее впервые увидели, выглядела кровавой.

19 Мая 1780 года известен в истории под названием «мрачного дня». Со времен Моисея не было отмечено ни одного такого события, когда мрак был бы настолько же непроницаемым, всеобъемлющим и продолжительным. Данное очевидцами описание этого происшествия является всего лишь эхом слов Господа, записанных пророком Иоилем за две с половиной тысячи лет до их осуществления: «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль 2:31).

Христос просил Свой народ следить за признаками Своего пришествия и радоваться, когда они увидят знамения явления своего Царя. «Когда же начнет это сбываться, – сказал Он, – тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Он обратил внимание Своих учеников на распускающиеся весенние деревья, говоря: «Когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Ев. Луки 21:28, 30-31).

Однако по мере того как дух смирения и молитвы в церкви вытеснялся гордостью и формализмом, любовь ко Христу и вера в Его пришествие охладевали. Сосредоточенные на земных заботах и поиске наслаждений, называющие себя народом Божьим не обращали внимания на слова Спасителя относительно знамений Его явления. Доктриной о Втором пришествии стали пренебрегать; Писания, затрагивающие эту тему, из-за их ложной интерпретации сделали трудными для понимания, и в конце концов это учение в значительной степени отвергли и забыли о нем. В особенности это касалось церквей Америки. Свобода и комфорт, которыми наслаждались все общественные сословия, честолюбивое желание иметь состояние и жить в роскоши, порождающее всепоглощающее стремление к накопительству, напряженная погоня за популярностью и властью, которых, казалось, мог достичь любой, привели людей к тому, что они сконцентрировали свои интересы и надежды на делах житейских и отодвинули далеко в будущее тот торжественный день, в который нынешний порядок вещей исчезнет.

Когда Спаситель обратил внимание Своих учеников на знаки, говорящие о скором Его возвращении, Он предсказал состояние вероотступничества, которое будет существовать непосредственно перед Его Вторым пришествием. Это будет происходить так же, как и во дни Ноя; активность и суета, связанные с земными занятиями и с поисками развлечений: покупка, продажа, посадка, строительство, женитьба и замужество – при всем этом забвение Бога и будущности. Для тех, кто будет жить в это время, звучит предупреждение Христа: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Ев. Луки 21:34,36).

На состояние церкви этого времени указывают слова Спасителя в Откровении: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откровение 3:1). А тем, кто не захочет воспрянуть от своего чувства беззаботного спокойствия, адресовано торжественное предупреждение: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откровение 3:3).

Нужно, чтобы люди очнулись и поняли опасность, угрожающую им, чтобы они начали готовиться к торжественным событиям, связанным с окончанием времени испытания. Пророк Божий сказал: «Ибо велик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его?» (Иоиль 2:11). Кто устоит, когда явится Тот, о Ком говорится: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Аввакум 1:13)? Для тех, которые восклицают: «Боже мой! Мы познали Тебя» (Осия 8:2), – однако преступают Его завет и прилепляются к другому богу, храня зло в своих сердцах и любя неправедные пути, – для них день Господень «тьма, и нет в нем сияния» (Амос 5:20). «И будет в то время, – говорит Господь, – Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: „не делает Господь ни добра, ни зла“» (Софония 1:12). «Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Исаия 13:11). «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их»; «и обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение» (Софония 1:18,13).

Пророк Иеремия, глядя в будущее на это ужасное время, воскликнул: «Скорблю во глубине сердца моего... не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани. Беда за бедою» (Иеремия 4:19-20).

«День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика» (Софония 1:15-16). «Вот приходит день Господа... чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Исаия 13:9).

Принимая во внимание этот великий день, Слово Божье в наиболее торжественных и волнующих выражениях приглашает Его народ пробудиться от духовной летаргии и в покаянии и смирении искать Его лица: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» (Иоиль 2:1). «Назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков... пусть выйдет жених из чертога своего, и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни» (Иоиль 2:15-17). «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (Иоиль 2:12-13).

Чтобы подготовить людей выстоять в день Божий, нужно было совершить великую работу реформы. Бог видел, что многие из тех, кто называл себя Его народом, не строят для вечности, и по Своей милости Он собирался направить им предупреждающее послание, чтобы вывести их из состояния духовной нечувствительности и побудить совершить приготовления к пришествию Господа.

Это предупреждение находится в 14 главе Откровения. Здесь послание, состоящее из трех частей и возвещаемое тремя небесными существами, непосредственно предшествует явлению Сына Человеческого, пришедшего для того, чтобы произвести жатву на Земле. Первое из этих предостережений объявляет о приближающемся суде. Пророк видел ангела, летящего «по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:6-7).

Эта весть объявлена частью «вечного Евангелия». Дело проповеди Евангелия не было поручено ангелам, но возложено на людей. Святые ангелы были привлечены, чтобы направлять эту работу; под их надзором находятся великие движения для спасения людей, но фактическое провозглашение Евангелия выполняется слугами Христа на Земле.

Верные люди, повиновавшиеся указаниям Духа Божия и учению Его Слова, должны были провозгласить это предостережение миру. Они были теми, кто прислушивался к вернейшему пророческому слову, этому «светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда...» (2 Петра 1:19). Они стремились к познанию Бога больше, нежели к поиску клада, почитая «приобретение ее (мудрости – прим. ред.) лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота» (Притчи 3:14). И Господь открыл им великие дела, касающиеся Его царства. «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Псалтирь 24:14).

Те, кто имел понимание этой истины и был вовлечен в ее провозглашение, не были учеными-теологами. Если бы последние были верными стражами и усердно с молитвой исследовали Писания, они бы узнали, «сколько ночи» (Исаия 21:11 – прим. ред.); пророчества раскрыли бы им события, готовые свершиться. Но они не пребывали на посту, и весть была передана более смиренными людьми. Иисус сказал: «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ев. Иоанна 12:35). Те, кто отворачивается от света, данного Богом, или пренебрегает его поиском, когда он рядом, оставляются во тьме. Но Спаситель говорит: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ев. Иоанна 8:12). Кто бы ни стремился целенаправленно исполнять Божью волю, ревностно оберегая уже дарованный свет, получит свет еще больший; этой душе будет послана звезда небесного сияния, чтобы привести ее к полноте истины.

Во времена Первого пришествия Христа священники и книжники святого города, которым были вручены Священные Писания Божьи, могли различить знамения времени и провозгласить пришествие Обетованного. Пророчество Михея называло место Его рождения (см. Михей 5:2). Даниил указал время Его пришествия (см. Даниил 9:25). Бог вверил эти пророчества иудейским начальникам; и не было им извинения, если они не знали и не объявили людям, что пришествие Мессии при дверях. Их невежество было следствием греховной небрежности. Иудеи строили памятники убитым пророкам Божьим, тогда как своим почитанием великих мира сего они отдавали честь слугам сатаны. Захваченные честолюбивой борьбой за место среди людей и власть над ними, они упустили из виду Божественные почести, предоставленные им Царем Небес.

Израильским старейшинам надо было с глубоким и благоговейным интересом исследовать вопрос о том, где, когда и при каких обстоятельствах должно было произойти величайшее событие мировой истории – пришествие Сына Божия с целью осуществления спасения людей. Всему народу следовало бдеть и выжидать, чтобы иметь возможность первыми встретить Искупителя мира. Но, увы, в Вифлееме двое утомленных людей, проделавших долгий путь от холмогорья Назарета, проходят всю длинную узкую улицу вплоть до восточной границы городка, напрасно ища место отдыха и укрытия на ночь. Никакие двери не отворяются, чтобы принять их. В убогом сарае, приготовленном для скота, они, наконец, находят убежище, и там появляется на свет Спаситель мира.

Небесные ангелы созерцали славу, которую Божий Сын делил с Отцом еще до начала бытия мира, и с глубоким интересом ожидали Его появления на Земле, как события, сопряженного с величайшей радостью для всех людей. Ангелы имели поручение доставить эти радостные вести тем, кто был подготовлен к их получению и кто с удовольствием познакомил бы с ними жителей Земли. Христос снизошел до того, чтобы принять на Себя человеческую природу; Он должен был понести непомерную тяжесть скорбей, поскольку Ему надлежало стать жертвой за грех; тем не менее ангелы очень хотели, чтобы даже в этом уничижении Сын Всевышнего мог появиться перед людьми в величии и славе, соответствующих Его ипостаси. Соберутся ли великие люди Земли в Израильской столице, чтобы приветствовать Его приход? Будут ли легионы ангелов представлять Его ожидающему обществу?

Ангел посещает Землю, чтобы выяснить, кто готов приветствовать Иисуса. Однако он не может различить никаких знаков ожидания. Он не слышит никакой хвалы и ликования по поводу того, что время пришествия Мессии приблизилось. Ангел парит некоторое время над избранным городом и храмом, где веками проявлялось Божье присутствие; но даже здесь то же самое безразличие. Священники в своем показном великолепии и гордыне приносят в храме оскверненные жертвы. Фарисеи громким голосом говорят к народу или произносят хвастливые молитвы «на углах улиц» (Ев. Матфея 6:5 – прим. ред.). Ни во дворцах властелинов, ни на ассамблеях философов, ни в школах раввинов не обратили внимания на то дивное событие, из-за которого все Небо наполнилось радостью и хвалой – на Земле вот-вот должен был появиться Искупитель людей.

Нет свидетельства того, что Христа ожидают и никак не готовятся к встрече Князя жизни. В изумлении небесный посланник готов вернуться на Небо с постыдной новостью, когда вдруг обнаруживает группу пастухов, следящих ночью за своими стадами. Всматриваясь в звездное небо и обдумывая пророчество, связанное с пришествием на землю Мессии, они с нетерпением ждут явления Искупителя мира. Вот люди, которые готовы к получению послания с Небес. И вдруг перед ними является ангел Господень, провозглашая добрую весть о великой радости. Неземная слава наполняет всю долину, и взору пастухов открывается несметное количество ангелов; и как будто из-за того, что радость была слишком великой, чтобы ее преподнес только один посланник с Небес, огромное множество голосов объединяется в гимне, который в один прекрасный день воспоют спасенные из всех народов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Ев. Луки 2:14).

О, каким поучением является эта чудесная история Вифлеема! Как она обличает наше неверие, нашу гордыню и самодостаточность. Как она предупреждает нас быть бдительными, иначе в нашем преступном равнодушии нам тоже не удастся различить знамений времени и, следовательно, узнать день нашего посещения.

Но не на одних лишь холмах Иудеи, не только среди простых пастухов нашли ангелы людей, бодрствующих в ожидании прихода Мессии. В стране язычников тоже были те, кто ожидал Его; они были мудрецами, богатыми и благородными восточными мыслителями. Исследователи природы, волхвы видели Бога в делах Его рук. Из Писаний евреев они узнали о звезде, восходящей от Иакова (см. Числа 24:17 – прим. ред.), и горячо желали пришествия Того, Кто должен быть не только утешением Израиля (см. Ев. Луки 2:25), но и светом к просвещению язычников (см. Ев. Луки 2:32) «во спасение до края земли» (Деяния 13:47). Они были искателями света, и свет от престола Божия озарял их путь. Тогда как иерусалимские священники и раввины, назначенные быть стражами и толкователями истины, были погружены во тьму, посланная Небом звезда направляла этих чужеземцев-иноверцев к родине новорожденного Царя.

«Для ожидающих Его» Христос «во второй раз явится не для очищения греха, а... во спасение» (Евреям 9:28). Как и известие о рождении Спасителя, проповедь о Втором пришествии не была поручена религиозным лидерам народа. Им не удалось сохранить свою связь с Богом, и они отказались от света с Небес; по этой причине они не были причислены к тем, о которых говорил апостол Павел: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы» (1 Фессалоникийцам 5:4-5).

Стражи на стенах Сиона должны были быть в числе первых, подхвативших весть о пришествии Спасителя и возвысивших свои голоса в провозглашении его приближения, им первым следовало предостеречь людей, чтобы они готовились к Его приходу. Но они пребывали в беззаботности, грезя о мире и безопасности, в то время как люди утопали в своих грехах. Иисус видел Свою церковь похожей на бесплодную смоковницу, покрытую пышной листвой, однако лишенную драгоценных плодов. Хвастливо соблюдался установленный религиозный порядок, в то время как отсутствовал дух подлинного смирения, покаяния и веры – а ведь только он мог сделать служение приемлемым для Бога. Вместо плодов Духа проявлялись гордыня, формализм, тщеславие, эгоизм, притеснение. Отступившая от веры церковь закрыла глаза, чтобы не видеть знамений времени. Бог не покинул ее, Он оставался верным; но люди отошли от Него и отделили себя от Его любви. Поскольку они не пожелали подчиниться условиям, Его обетования для них не осуществились.

Таковы непременные последствия нерадивого отношения к восприятию и использованию того света и привилегий, которые дарует Бог. Пока церковь не следует тому, что открывает Провидение, не принимает каждый луч света и не выполняет каждую обязанность, которая может быть возложена на нее, религия неминуемо выродится в простое совершение обрядов, а дух жизненного благочестия покинет ее. Эта истина не раз находила свое подтверждение в истории церкви. Бог хочет от Своего народа дел веры и послушания, которые соответствовали бы даруемым благословениям и преимуществам. Повиновение требует жертвы и включает в себя крест; вот почему многие из так называемых учеников Христа сказали «нет» свету, посланному с Небес, и, как и в прошлом иудеи, не узнали времени своего посещения (см. Ев. Луки 19:44). Из-за их гордыни и неверия Господь прошел мимо них и явил Свою истину тем, кто, как пастухи из Вифлеема и волхвы с востока, с вниманием отнеслись ко всему свету, полученному ими.


Оглавление книги

Заказать бесплатно

Видео

Над облаками - Derrol Sawyer

День за днем - Fountainview академия

космический конфликт - Дуг Бэтчелор

...Больше видео

Перевод книги