Оглавление книги

19. Свет сквозь тьму - «Великая борьба»

Aудиозапись
2300 вечеров и утр из Даниила 8:13

Ученики Ииуса многое тогда не поняли относительно миссии Христа, Его страданий и смерти. Из-за этого Его последователей постигло разочарование. Несмотря на то что Он предсказал им все заранее, они истолковали это неверно. Точно так же произошло и во дни Миллера, когда он провозглашал весть о Втором пришествии Иисуса.

-----------------------------------------------

Все великие преобразования или религиозные движения, через которые Бог из века в век совершает Свое дело, удивительно похожи друг на друга. По отношению к людям Бог действует всегда по одинаковым правилам. Знаменательные движения настоящего имеют аналогию с таковыми в прошлом, а опыт церкви прежних веков таит в себе поучения великой важности для нашего времени.

Ни одна истина не преподана в Библии более ясно, чем та, что Бог Святым Духом особенным образом направляет деятельность Своих слуг на Земле в великих движениях за продвижение дела спасения. Люди являются инструментами в Божьих руках, используемыми Им для исполнения Своих замыслов благодати и милости. Каждый играет свою роль, каждому даровано какое-то количество света, отвечающее потребностям его времени и достаточное для того, чтобы сделать его способным к выполнению порученного ему Богом дела. Однако ни один человек, сколь бы он ни был почтен Небом, не достиг полного разумения великого Плана спасения или хотя бы истинной оценки Божественных намерений в работе для времени, являющегося для него настоящим. Люди не совсем понимают, что хочет достичь Бог тем делом, которое им поручает; ту весть, которую они провозглашают во имя Его, они не осмысливают во всех ее аспектах.

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов 11:7). «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8-9). «Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Исаия 46:9-10).

Даже те пророки, которым была оказана честь иметь особое просвещение Духа, не целиком постигали суть откровений, вверенных им. Их смысл должен был из эпохи в эпоху постигаться народом Божьим по мере нужды в имеющихся там назиданиях.

Петр говорит о спасении, явленном через Евангелие: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано» (1 Петра 1:10-12).

Несмотря на то что пророкам не было дано полностью уразуметь истины, открытые им, все же они настойчиво старались обрести весь свет, который Бог соблаговолил сделать явным. Они проводили «изыскания и исследования», «исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов». Какой урок для народа Божия христианской эры, для чьей пользы и были переданы эти пророчества Его рабам! «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано». Только взгляните на людей Божьих, проводящих «изыскания и исследования» откровений, данных им для поколений, которые еще не родились! Сопоставьте их святую ревность с тем вялым безразличием, с которым избранные Божии более поздних веков относятся к этому дару Неба. Какой упрек любящему праздность и мир равнодушию, которое согласно утверждать, что пророчества не могут быть поняты!

Несмотря на то что ограниченный разум людей не в состоянии проникнуть в советы Безграничного или целиком понять Его намерения, во многих случаях именно из-за какой-то ошибки или упущения с их стороны они так слабо разумеют небесные послания. Зачастую разум людей и даже слуг Божьих настолько затуманен человеческими мнениями, традициями и ложными доктринами, что они в состоянии охватить только немногое из тех великих вещей, что Он явил в Своем Слове. Так произошло и с апостолами Христа даже в то время, когда Спаситель лично был с ними. Их разум был насыщен популярным представлением о Мессии как о мирском Правителе, который должен был возвести Израиль на трон всемирного царства, и они не могли постичь значения слов относительно Его страданий и смерти.

Сам Христос отправил их с вестью: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Ев. Марка 1:15). Эта весть имела в своей основе пророчество Даниила, записанное в 9 главе. Ангел говорил там о 69 седминах, которые простирались «до Христа Владыки» (Даниил 9:27 – прим. ред.), и с большими надеждами и радостным предчувствием апостолы предвкушали установление в Иерусалиме царства Мессии, чтобы господствовать над всей Землей.

Они провозглашали весть, которую Христос вверил им, несмотря на то что сами превратно понимали ее смысл. В то время как их провозглашение опиралось на 25 стих 9 главы книги Даниила, они не видели в следующем стихе этой же главы, что Мессия должен был умереть. С самого рождения их сердца были настроены на ожидание славы земной империи, и это затмило их понимание как деталей пророчества, так и слов Христа.

Они исполнили свою обязанность, передав еврейскому народу приглашение милости, а затем, как раз тогда, когда они надеялись увидеть своего Господа вступающим на престол Давида, они увидели, как Его арестовали, будто обманщика, бичевали, издевались над Ним, осудили Его и вознесли на Голгофский крест. Какими были отчаяние и муки, сжимавшие сердца учеников на протяжении тех дней, когда их Господь находился в могиле!

Христос пришел предсказанным в пророчестве образом строго в соответствующее время. Это утверждение Священного Писания осуществилось во всех деталях Его служения. Он возвестил весть спасения, и «слово Его было со властию» (Ев. Луки 4:32 – прим. ред.). Сердца Его слушателей засвидетельствовали, что весть эта – небесного происхождения. Слово и Дух Божий удостоверили Божественность миссии Его Сына.

Апостолы все еще были привязаны к своему любимому Наставнику, испытывая к нему неугасающие теплые чувства. Однако их души тревожили сомнения и неопределенность. В своей тоске они не могли вспомнить слов Христа о Его страданиях и смерти. Если Иисус из Назарета был подлинным Мессией, могли ли они быть ввергнуты в такое горе и разочарование? Это был вопрос, терзавший их души в наполненные безнадежностью часы того субботнего дня между смертью и воскресением Спасителя, в то время как Он покоился в гробнице.

Несмотря на то что ночь скорби окружила тьмой этих последователей Иисуса, все же они не были покинуты. Пророк сказал: «Хотя я во мраке, но Господь свет для меня... Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Михей 7:8-9). «Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Псалтирь 138:12). Бог говорит: «Во тьме восходит свет правым» (Псалтирь 111:4). «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них, и не оставлю их» (Исаия 42:16).

Оповещение, которое было сделано учениками во имя Господа, было правильным во всех деталях, и события, на которые оно направляло внимание, совершались именно тогда. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Ев. Марка 1:15 – прим. ред.), – такова была их весть. По истечении «времени» – 69 седмин из 9 главы книги Даниила, которые должны были простираться до Мессии, «Помазанника» – Христос принял помазание Духом после Своего крещения Иоанном в Иордане. И «Царствие Божие», о приближении которого они возвещали, было учреждено смертью Христа. Это царство не было, как их учили верить, земной империей. Не было оно и тем будущим бессмертным Царством, которое будет учреждено тогда, когда «царство... и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего», царство вечное, в котором «все властители будут служить и повиноваться Ему» (Даниил 7:27). Использованное в Библии выражение «Царствие Божие» применяется, чтобы обозначить как царство благодати, так и царство славы. Царство благодати представлено апостолом Павлом в Послании к Евреям. Свидетельствуя о Христе как о сострадательном Посреднике, Который «может сострадать нам в немощах наших», апостол говорит: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать» (Евреям 4:15-16). Престол благодати означает царство благодати, ибо существование престола предполагает и существование царства. Во многих Своих притчах Христос использует выражение «Царство Небесное», чтобы обозначить работу Божественной благодати над сердцами людей.

Так и престол славы представляет царство славы, и к этому царству относятся слова Спасителя: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Ев. Матф. 25:31-32). Это царство еще в будущем. Оно не будет установлено до Второго пришествия Христа.

Царство благодати было учреждено немедленно после грехопадения человека, когда был разработан План искупления виновного рода. Тогда оно находилось в замысле и в обетовании Божьем, и по вере люди могли стать его подданными. Тем не менее в действительности оно не было учреждено до смерти Христа. Даже после того как Христос приступил к выполнению Своей земной миссии, Он, утомленный упрямством и неблагодарностью людей, мог еще передумать и не приносить Себя в жертву на Голгофе. В Гефсимании чаша скорби дрожала в Его руке. Даже тогда Он мог стереть кровавый пот со Своего чела и оставить виновный человеческий род погибать в своем беззаконии. И если бы Он это сделал, то не могло бы быть искупления для падших людей. Но когда Спаситель отдал Свою жизнь и при последнем вздохе на кресте воскликнул: «Совершилось!» (Ев. Иоанна 19:30) – тогда осуществление Плана искупления было обеспечено. Данное согрешившей паре в Едеме обетование о спасении было утверждено. Царство благодати, которое до этого существовало только в обетовании Божьем, теперь было воздвигнуто.

В соответствии с этим, смерть Христа – именно то событие, на которое ученики смотрели, как на окончательное крушение их надежд, – утвердила его навеки. Хотя и принесшая им жестокое разочарование, все же Его смерть оказалась наивысшим подтверждением того, что их вера была правильной. Событие, которое стало причиной их печали и уныния, на самом деле распахнуло дверь надежды для каждого потомка Адама, и в нем сосредоточилась будущая жизнь и вечное счастье всех верных детей Божьих, живших во все эпохи.

Намерения бесконечной милости Божьей достигли своего осуществления даже посредством разочарования учеников. Несмотря на то что их сердца и были завоеваны Божественной благодатью и властью учения Того, Кто говорил так, как «никогда человек не говорил» (Ев. Иоанна 7:46 – прим. ред.), чистое золото их любви к Иисусу оказалось с примесью низкопробного сплава мирской гордости и эгоистичных стремлений. Даже в пасхальной горнице, в тот торжественный час, когда их Наставник уже находился в тени Гефсимании, «был... спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Ев. Луки 22:24). Их воображение занимало высокое положение, корона и слава, тогда как их Спасителя ожидало бесчестье и душевные муки в саду, судейский зал и крест на Голгофе. Гордость их сердец и стремление к земной славе заставили их так цепко держаться ошибочных взглядов своего времени и оставить без внимания слова Спасителя, раскрывающие подлинный характер Его Царства и предсказывающие Его агонию и смерть. И результатом этих ложных представлений явились болезненные, но вместе с тем нужные для их исправления переживания. Несмотря на то что апостолы ошибались в понимании значения порученной им вести и обманулись в своих ожиданиях, они возвестили предостережение, которое им дал Бог, и Господь воздаст им за их веру и почтит их повиновение. Им была доверена работа по провозглашению всем народам славной вести об их воскресшем Господе. Перенесенные ими и казавшиеся им столь горькими опыты приготовили их к этому делу.

По воскресении Иисус явился Своим ученикам на пути в Еммаус и, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Ев. Луки 24:27). Сердца учеников были тронуты. Их вера возгорелась. Они уже были «возрождены... к живому упованию», даже раньше чем Иисус открылся им (1 Петра 1:3 – прим. ред.). Его целью было осветить их разум и упрочить их веру на «вернейшем пророческом слове» (2 Петра 1:19 – прим. ред.). Он хотел, чтобы истина укрепилась в их сознании не просто путем Его личного свидетельства, но также и благодаря бесспорным доказательствам, представленным как в символах и знаках церемониального закона, так и в пророчествах Ветхого Завета. Последователям Христа надлежало иметь осмысленную веру, и не только ради себя, но и ради других, чтобы они могли нести им познание о Христе. И в качестве самой первой ступени в овладении этим познанием Иисус направил учеников к «Моисею и пророкам». Такое свидетельство о ценности и значимости Писаний Ветхого Завета было дано воскресшим Спасителем.

Какому изменению подверглись сердца учеников, когда они еще раз увидели лицо своего любимого Наставника! (см. Ев. Луки 24:32) Теперь, как никогда раньше, они были твердо уверены, что «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки» (Ев. Иоанна 1:45 – прим. ред.). Совершенное доверие и неомраченная вера заняли место неопределенности, душевной боли и отчаяния. Нечего удивляться, что после Его вознесения они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Ев. Луки 24:53 – прим. ред.). Люди, которым была известна только унизительная смерть Спасителя, ожидали увидеть на их лицах выражение печали, замешательства и неудачи, но вместо этого они увидели выражение радости и триумфа. Какое приготовление прошли эти ученики перед началом своей работы! Они выдержали самые серьезные испытания, какие только могли их постигнуть, и увидели, что, когда по человеческому суждению все казалось потерянным, Слово Божье торжественно свершилось. И с того момента могло ли что-нибудь умалить их веру или угасить пыл их любви? Переживая глубочайшую скорбь, они имели «твердое утешение», надежду, которая была «для души... как бы якорем безопасным и крепким» (Евреям 6:18-19). Они явились очевидцами мудрости и силы Божьей и были уверены, «что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» не могли отлучить их «от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». «Все сие, – говорили они, – преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Римлянам 8:38,39,37). «Слово Господне пребывает в век» (1 Петра 1:25). «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римлянам 8:34).

Господь говорит: «Не посрамится народ Мой во веки» (Иоиль 2:26). «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Псалтирь 29:6). Когда в день Его воскресения эти ученики встретили Спасителя и их сердца «горели», в то время как они слушали Его слова; когда они смотрели на Его голову, руки и ноги, которые были изранены ради них; когда перед Своим вознесением Иисус «вывел их вон из города до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их» (Ев. Луки 24:50 – прим. ред.) и повелел им «идти по всему миру и проповедовать Евангелие», прибавив: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Ев. Марка 16:15; Ев. Матфея 28:20); когда в день Пятидесятницы на них сошел обещанный Утешитель и им была дана сила свыше, а верующие испытывали сильное волнение от осознания присутствия их вознесшегося Господа, – то могли ли они теперь, даже если их путь, подобно Его пути, пролегал через жертву и мученичество, променять служение Евангелию Его благодати вместе с венцом праведности, который они должны были получить при Его явлении, на славу земного высокого положения, что было их упованием в первые дни ученичества? Тот, Кто «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20 – прим. ред.), даровал им вместе с участием в Его страданиях и участие в радости Его – радости «в приведении многих сынов в славу» (Евреям 2:10 – прим. ред.), Он даровал им невыразимую радость и «в безмерном преизбытке вечную славу», в сравнении с которой, по словам апостола Павла, «кратковременное легкое страдание наше» ничего не стоит (см. 2 Кор. 4:17; Римлянам 8:18 – прим. ред.).

Опыт тех учеников, кто возвещал «Евангелие Царствия» во время Первого пришествия Христа, аналогичен опыту тех, кто провозглашал весть о Его Втором пришествии. Как апостолы выходили, проповедуя: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие», так и Миллер со своими единомышленниками провозглашал о том, что самый длинный и самый последний пророческий период, обнаруженный в Библии, вот-вот подойдет к завершению, что час суда при дверях и что должно быть установлено непреходящее царство. В основе проповедования учеников относительно времени лежал период длиной в 70 седмин из 9 главы книги пророка Даниила. Весть, переданная Миллером и его соратниками, объявляла об истечении срока в 2300 дней из книги Даниила 8:14, часть которого составляли 70 седмин. И те, и другие основывали проповедь на осуществлении разных частей одного и того же большого пророческого периода.

Как и первые ученики, Уильям Миллер и его единомышленники сами не совсем понимали важность той вести, которую несли. Давно укоренившиеся в церкви заблуждения препятствовали достижению ими верного толкования одного важного пункта в пророчестве. В результате, хотя они и проповедовали весть, которую Бог поручил им передать миру, из-за превратного понимания ее значения они пережили разочарование.

Истолковывая 14 стих 8 главы книги пророка Даниила – «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится», – Миллер, как уже говорилось, перенял популярное мнение о том, что Земля – это святилище, и верил, что очищение святилища символизирует очищение Земли огнем во время пришествия Господа. Когда, стало быть, он нашел, что окончание периода в 2300 дней было определенно предсказано, он заключил, что это делает явным время Второго пришествия. Причиной его ошибки было принятие распространенной точки зрения относительно того, что представляет собой святилище.

В системе прообразов, которая была тенью жертвы и священства Христа, очищение святилища являлось заключительным служением, выполняемым первосвященником в годовом цикле служения. Удаление грехов Израиля было завершающим действием примирения. Оно было прототипом завершающей работы в служении нашего Первосвященника на Небе, в устранении или изглаживании грехов Его народа, занесенных в небесные отчеты. Это служение подразумевает следственную работу и работу суда, после чего немедленно состоится пришествие Христа на облаках небесных с силой и славой великой; потому что, когда Он придет, дело каждого будет уже рассмотрено. Иисус говорит: «Возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12). Именно эта работа суда, непосредственно предшествующая Второму пришествию, и отражена в первой ангельской вести – в 7 стихе 14 главы книги «Откровение»: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его».

Те, кто провозглашал это предостережение, передавали надлежащую весть в надлежащее время. Однако, как и первые ученики, которые провозглашали: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие», опираясь на пророчество из 9 главы книги Даниила и, в то же время, не осознавая, что те же самые места Писания говорили о смерти Мессии, Миллер со своими соратниками проповедовал весть, опиравшуюся на 14 стих 8 главы книги Даниила и 14 главу книги «Откровение», упустив из виду, что в 14 главе Откровения находятся еще и другие вести, которые также должны быть переданы перед пришествием Господа. Подобно тому как апостолы были введены в заблуждение относительно царства, которому надлежало утвердиться по окончании 70 седмин, адвентисты заблуждались в отношении того, что должно было случиться по истечении 2300 дней. В обоих случаях именно принятие популярного ложного представления, или, скорее, приверженность таковому, явилось тем, что закрыло разум для истины. И те, и другие осуществили Божью волю в распространении вести, которую Бог стремился передать, и все они, по причине своего собственного превратного ее толкования, испытали разочарование.

Однако Бог исполнил Свое доброе намерение, позволив, чтобы предупреждение о Суде было дано именно так, как оно и было дано. Великий день был при дверях, и по Его промыслу люди подверглись проверке вестью об установленном сроке, чтобы открыть каждому то, что в его сердце. Эта весть предусматривалась для проверки и очищения церкви. Людей надлежало подвести к тому, чтобы они увидели, что их больше к себе влекло: этот мир или Христос и Небеса. Они заявляли во всеуслышание о своей любви к Спасителю; ныне же они должны были ее доказать. Готовы ли они были отказаться от своих мирских надежд и стремлений и с радостью ожидать пришествия своего Господа? Эта весть была предназначена для того, чтобы сделать их способными рассмотреть свое подлинное духовное состояние; она милосердно была послана им, чтобы они пробудились и в раскаянии и смирении устремились к Господу.

Также и разочарование, хотя и явилось следствием их собственного превратного толкования провозглашаемой ими вести, было допущено для их же пользы. Оно подвергло проверке сердца тех, кто заявлял о принятии предупреждения. Перед лицом своего разочарования откажутся ли они поспешно от своего опыта, перестанут ли доверять Слову Божию? Или же в молитве и смирении будут стараться распознать, где они ошиблись в понимании смысла пророчества? Сколь многие были движимы страхом или импульсом и возбуждением? Сколь многие были полуобращенными и неверующими? Огромное множество людей исповедовали любовь к явлению Господа. Но, будучи подвержены издевательствам и осуждению со стороны мира, проверке промедлением и разочарованием, не отрекутся ли они от своей веры? Из-за того что они сразу не поняли действий Бога по отношению к ним, не оставят ли они эти истины, которые подкреплены яснейшим свидетельством Его Слова?

Эта проверка должна была выявить силу тех, кто с настоящей верой был послушен тому, что, как они полагали, было учением Слова и Духа Божия. Только подобный опыт мог преподать им урок об опасности следования теориям и интерпретациям людей, вместо того чтобы сделать Библию ее собственным истолкователем. Недоумение и печаль у детей веры, явившиеся следствием их ошибки, должны были произвести в них необходимые исправления. Это должно было привести их к более основательному исследованию пророческого слова. Им надлежало научиться более внимательно рассматривать фундамент своей веры и отказываться от всего, что не находит подтверждения в Библии, даже несмотря на самое широкое принятие этого в христианском мире.

Подобно тому как это произошло с первыми учениками, эти верующие позже должны были уяснить то, что в час испытания казалось им покрытым мраком. И когда они увидят «конец... от Господа» (Иакова 5:11 – прим. ред.), то узнают, что, невзирая на явившиеся следствием их ошибок испытания, намерения Божьей любви по отношению к ним постоянно исполнялись. Наученные благословенным опытом, они поймут, что Он «милосерд и сострадателен» (Иакова 5:11 – прим. ред.) и что все пути Его – «милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Псалтирь 24:10 – прим. ред.).


Оглавление книги

Заказать бесплатно

Видео

Над облаками - Derrol Sawyer

День за днем - Fountainview академия

космический конфликт - Дуг Бэтчелор

...Больше видео

Перевод книги