Оглавление книги

20. Великое религиозное пробуждение - «Великая борьба»

Aудиозапись

Во многих странах почти одновременно стала проповедоваться весть о Втором пришествии Иисуса. Люди интенсивно исследовали Библию и познавали новые истины, а также и то, что они живут в особенное время, когда, кажется, исполняются самые последние события.

-----------------------------------------------

В 14 главе Откровения, в пророческой вести первого ангела, предвещается великое религиозное пробуждение, которое произойдет при провозглашении скорого пришествия Христа. Показан ангел, летящий «по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу». «Громким голосом» он говорил: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (стихи 6-7).

Знаменателен уже сам факт, что вестником этого предостережения является ангел. Божественная мудрость соблаговолила посредством чистоты, славы и силы небесного посланника представить возвышенный характер дела, которое должно быть совершено при помощи этой вести, и ту силу и славу, какие будут ей сопутствовать. И то, что ангел летит «по средине неба», и «громкий голос», которым он произносит предостережение, и призыв ко всем «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» – все свидетельствует о том, что это движение быстро охватит весь мир.

Весть сама по себе распространяет свет в отношении времени, когда будет иметь место это движение. Сказано, что она является частью «вечного Евангелия» и провозглашает начало Суда. Весть спасения проповедовалась во все эпохи; однако это ангельское послание есть часть Евангелия, которая может быть проповедана только в последние дни, потому что лишь тогда будет истинным утверждение о наступлении часа Суда. Пророчества представляют целый ряд событий, происходящих до наступления Суда. Это особенно верно в отношении книги Даниила. Однако Даниилу сказано было сокрыть и запечатать «до последнего времени» часть его пророчества, касающуюся последних дней. Весть о Суде, которая имеет в качестве основания осуществление этих пророчеств, может быть провозглашена не раньше чем мы достигнем этого срока. Но в последнее время, по словам пророка, «многие прочитают ее, и умножится ведение» (Даниил 12:4).

Апостол Павел предостерегал церковь не рассчитывать на то, что Христос придет в его дни. «Ибо день тот не придет, – говорил он, – доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2 Фессалоникийцам 2:3). Пока не случится великое отступление, а также долгий период господства «человека греха», мы не можем ожидать пришествия нашего Господа. «Человек греха», который именуется еще «тайной беззакония», «сыном погибели» и «беззаконником», символизирует папство, которое, как предсказано в пророчестве, должно было удерживать свою верховную власть на протяжении 1260 лет. Этот период завершился в 1798 году. Христос не мог прийти раньше этого времени. Своим предостережением Павел охватывает всю христианскую эпоху вплоть до 1798 года. Именно после этого срока должна возвещаться весть о Втором пришествии Христа.

В прошлые времена не было дано никакой похожей вести. Как мы знаем, Павел не проповедовал ее; он указывал своим собратьям на то, что пришествие Господа произойдет в неблизком будущем. Не провозглашали ее и реформаторы. Мартин Лютер определял время суда отдаленным от своих дней примерно на 300 лет. Но начиная с 1798 года книга Даниила оказалась распечатанной; знание пророчеств умножилось, и многие возвестили важную весть о скором суде.

Как и великая Реформации XVI века, адвентистское движение началось в одно и то же время в разных христианских странах. В Европе и Америке мужи веры и молитвы были побуждены исследовать пророчества, и при изучении вдохновенных свидетельств они видели веское подтверждение тому, что скоро будет всему конец. В разных странах возникли отдельные группы христиан, которые исключительно при помощи исследования Писаний приходили к вере в то, что пришествие Спасителя было при дверях.

В 1821 году, через три года после того как Миллер в своем толковании пророчеств указал на время суда, доктор Иосиф Вольф, «вселенский миссионер», начал проповедовать о скором пришествии Господа. Вольф родился в Германии в еврейской семье; его отец был иудейским раввином. Уже в ранней молодости он был убежден в истинности христианской религии. Имея деятельный и пытливый ум, он с жадностью ловил каждое слово из разговоров, которые велись в доме его отца, где ежедневно собирались набожные евреи, чтобы говорить о надеждах и ожиданиях своего народа, о славе грядущего Мессии и восстановлении Израиля. Услышав как-то имя Иисуса из Назарета, мальчик спросил, кто это. «Это был очень одаренный еврей, – сказали ему в ответ, – но так как Он претендовал на роль Мессии, иудейский орган правосудия приговорил Его к смерти». «Почему же тогда, – возразил мальчик, – разрушен Иерусалим, и почему мы в рабстве?» «Увы, – отозвался его отец, – потому что иудеи умерщвляли пророков». И тут сразу же в голову ребенка пришла мысль: «Может быть, Иисус тоже был пророком, а иудеи убили Его, хотя Он был невиновен» (Travels and Adventures of the Rev. Joseph Wolff, т.1, стр. 6). Это произвело на него такое сильное впечатление, что, невзирая на запрет заходить в христианскую церковь, он часто стал задерживаться у ее дверей, чтобы послушать проповедь.

Однажды, когда Иосифу было еще 7 лет, он похвалился перед своим пожилым соседом-христианином по поводу будущего триумфа Израиля при пришествии Мессии, и тогда старик доброжелательно ответил ему: «Дорогой мальчик, я расскажу тебе, кто действительно был Мессией: им был Иисус из Назарета... Тот, Который был распят вашими предками, подобно тому как и в древние времена они убивали пророков. Иди домой и читай 53 главу Исаии, и ты сам убедишься в том, что Иисус Христос – это сын Божий» (Там же, т.1, стр. 7). Твердая вера сразу же овладела им. Он пошел домой и начал читать Писание, удивляясь, насколько совершенно оно сбылось в Иисусе из Назарета. Были ли слова христианина правдой? Мальчик попросил своего отца растолковать ему это пророчество, но встретился с таким суровым молчанием, что уже больше никогда не отваживался в разговоре с ним касаться этого вопроса. Это, однако, только увеличило его желание больше узнать о христианской религии.

Знание, к которому он стремился, старательно удерживали от него в его иудейской семье; но в возрасте всего лишь 11 лет он оставил отчий дом и ушел, чтобы получить образование и выбрать для себя религию и занятие. На какое-то время он нашел пристанище у родственников, но скоро был оттуда изгнан, как отступивший от веры, и в одиночестве и без гроша в кармане вынужден был прокладывать свой собственный путь среди чужих. Он переезжал с одного места на другое, все время усердно занимаясь и зарабатывая себе на жизнь преподаванием уроков еврейского языка. Под влиянием одного католического учителя он склонился к тому, чтобы принять римскую веру, и задался целью стать миссионером для своего народа. Через несколько лет с этим намерением он отправился в Рим для учебы в колледже по вопросам миссионерства. Здесь его привычка независимо мыслить и искренне говорить навлекла на него обвинения в ереси. Он публично критиковал церковные злоупотребления и постоянно говорил о нужде в реформе. Хотя поначалу папские сановники относились к нему с особой благосклонностью, все же через некоторое время его заставили уехать из Рима. Находясь под надзором церкви, он переходил с места на место, пока не стало ясно, что он никогда не подчинится рабству Рима. Он был объявлен неисправимым, и ему дали свободу идти, куда он хочет. Он тотчас же направился в Англию и, исповедав протестантскую веру, присоединился к англиканской церкви. Пройдя двухлетнюю подготовку, в 1821 году он приступил к своей миссионерской деятельности.

Когда Вольф уверовал в великую истину о Первом пришествии Христа, явившегося как «муж скорбей и изведавший болезни» (Исаия 53:3 – прим. ред.), он понял, что пророчества с той же ясностью говорят и о Втором Его пришествии в силе и славе. И, в то время как он стремился привести свой народ к Иисусу из Назарета как обетованному Мессии и свидетельствовать им о Его Первом пришествии в унижении в качестве жертвы за грехи людей, он учил их и о Его Втором пришествии, уже в качестве Царя и Избавителя.

«Иисус из Назарета, настоящий Мессия, – говорил он, – Чьи руки и ноги были пронзены, Кто, как агнец, был веден на заклание, Кто был Мужем скорбей и изведавшим болезни, Кто, после того как скипетр отошел от Иуды и законодательная власть – от чресл его, пришел в первый раз, явится и во второй раз на облаках небесных при трубе Архангела» (Joseph Wolff, Researches and Missionary Labors, стр. 62) «и встанет на гору Елеонскую, и та власть над творением, которая однажды была предназначена Адаму и которой он лишился (см. Бытие 1:26; 3:17), будет дана Иисусу. Он будет Царем над всей Землей. Стон и жалобы творения смолкнут, а будут слышны благодарственные и хвалебные гимны... Когда Иисус явится во славе Отца Своего со святыми ангелами... „мертвые во Христе воскреснут прежде“ (1 Фессалоникийцам 4:16; см. 1 Коринфянам 15:23). Это и есть то, что мы, христиане, называем первым воскресением. Тогда и животное царство изменит свою сущность (см. Исаия 11:6-9) и подчинится Иисусу (Псалтирь 8). Повсюду восторжествует мир» (Journal of the Rev. Joseph Wolff, стр. 378-379). «Господь вновь посмотрит на Землю и скажет: „И вот, хорошо весьма“» (Там же, стр. 294).

Вольф верил в близость пришествия Господа, и в его интерпретации пророческих периодов наступление великого конца лишь на несколько лет не совпадало со сроком, на который указывал Миллер. Тем, кто на основании текста: «о дне же том и часе никто не знает» (Ев. Матфея 24:36 – прим. ред.) пытался доказать, что люди не должны знать ничего, касающегося близости пришествия Христа, Вольф отвечал: «Говорил ли наш Господь, что этот день и час никогда не будут известны? Не дал ли Он нам знамений времени, с тем чтобы мы могли знать по крайней мере о приближении Его пришествия, как знают о приближении лета по тому признаку, что ветви смоковницы „пускают листья“? (Ев. Матфея 24:32). Неужели мы никогда не должны знать этого срока, несмотря на то что Он Сам убеждал нас не только читать пророка Даниила, но и понимать его? Того Даниила, у которого сказано, что слова сии будут запечатаны до последнего времени (что и было в его дни) и что „многие прочитают“ их (так переведено еврейское выражение, означающее „наблюдать и размышлять о времени“), „и умножится ведение“ (относительно этого времени) (Даниил 12:4). Более того, Наш Господь не хочет этим сказать, что приближение того времени не будет известно, но что о точном „дне же том и часе никто не знает“. Он говорит, что благодаря знамениям времени будет достаточно известно для того, чтобы побудить нас готовиться к Его пришествию, как и Ной готовил ковчег» (Wolff, Researches and Missionary Labors, стр. 404-405).

По поводу популярной системы истолкования, или, лучше сказать, кривотолка, Писаний, Вольф говорил: «Большая часть христианской церкви отклонилась от ясного смысла Священного Писания и обратилась к иллюзорной системе буддистов, которые верят, что будущее счастье человечества состоит в перемещении по воздуху; они полагают, что, читая „иудеи“, надо понимать под этим „язычники“; читая „Иерусалим“ – подразумевать „церковь“; когда сказано „Земля“, надо понимать „Небо“; а под пришествием Господа следует понимать прогресс миссионерских обществ, слова же „Взойдем на гору в дом Господень“ означают большую встречу методистов» (Journal of the Rev. Joseph Wolff, стр. 196).

На протяжении 24 лет, с 1821 по 1845 гг., Вольф активно путешествовал; он странствовал по Африке, побывав в Египте и Абиссинии, по Азии, проходя через Палестину, Сирию, Персию, Бухару и Индию. Он также посетил Соединенные Штаты, по дороге туда проповедуя на острове Святой Елены. Он прибыл в Нью-Йорк в августе 1837 года и, после выступления с проповедью в этом городе, проповедовал в Филадельфии, Балтиморе и напоследок отправился в Вашингтон. Там, рассказывает он, «по предложению, выдвинутому бывшим президентом Джоном Куинси Адамсом в одном из зданий Конгресса, палата Парламента единодушно дала согласие на использование мною зала Конгресса для лекции, которую я читал в субботу, почтенный присутствием всех членов Конгресса, а также епископа Вирджинии, духовенства и граждан города Вашингтона. Такую же честь оказали мне члены правительства Нью-Джерси и Пенсильвании, в чьем присутствии я читал лекции о моих изысканиях в Азии, а также о личном царствовании Иисуса Христа» (Там же, стр. 398).

Доктор Вольф посещал самые нецивилизованные страны, не пребывая под защитой какого-либо из европейских правительств, претерпевая многие невзгоды и находясь в окружении бесчисленных опасностей. Он был бит палками и оставляем без пищи, его продавали в рабы и три раза осуждали на смерть. Он был окружен разбойниками, а иногда почти умирал от жажды. Как-то раз у него отобрали все, что он имел, и он должен был идти пешком сотни миль по горам, в то время как снег бил ему в лицо, а его босые ноги немели от соприкосновения с замерзшей землей.

Когда его предостерегали, чтобы он не ходил невооруженным среди диких, агрессивных племен, он утверждал, что «снабжен оружием» – «молитвой, ревностью по Христу и верой в Его помощь». «Я также, – говорил он, – запасся в сердце любовью к Богу и к ближним, а в моей руке – Библией» (W.H.D. Adams, In Perils Oft, стр. 192). Библию на еврейском и английском языках он имел при себе, где бы ни находился. Об одном из своих последних путешествий он рассказывает: «Я... держал открытую Библию в руке. Я понимал, что моя сила была в этой Книге и что ее сила подкрепит меня» (Там же, стр. 201).

Таким образом он усердствовал в своих трудах, пока весть о суде не охватила значительную долю обитаемой части земного шара. Среди иудеев, турков, персов, индусов и многих других национальностей и рас он распространял Слово Божье на различных языках и всюду провозглашал о приближении Царства Мессии.

Странствуя по Бухаре, у народа, живущего в отдалении и изоляции, он встретился с учением о скором пришествии Господа. Он говорил, что арабы Йемена «располагают книгой под названием „Сеера“, которая предупреждает о Втором пришествии Христа и Его царствовании во славе; и они ожидают в 1840 году великих событий» (Journal of the Rev. Joseph Wolff, стр. 377). «В Йемене... я провел шесть дней с потомками Рехава. Они не пьют вина, не насаждают виноградников, не сеют семян, живут в шатрах и помнят о добром древнем Ионадаве, сыне Рехава; и я обнаружил в их обществе детей Израиля из колена Дана... которые вместе с потомками Рехава ожидают скорого прибытия Мессии на облаках небесных» (Там же, стр.389).

Другим миссионером было обнаружено похожее вероубеждение в Татарии. Татарский мулла задал миссионеру вопрос в отношении того, когда же Христос придет во второй раз. После того как тот ответил, что ничего об этом не знает, мулла выказал огромное удивление по поводу такого невежества у называвшего себя библейским учителем, и поведал о своем основанном на пророчестве убеждении, что Христос придет примерно в 1844 году.

Начиная еще с 1826 года весть о пришествии стала проповедоваться в Англии. Это движение здесь не приняло такую определенную форму, как в Америке; о точном времени Его пришествия не учили так широко, но великая истина о скором пришествии Христа в силе и славе провозглашалась активно, и не только среди сектантов и инакомыслящих. Английский писатель Муран Брок упоминает, что около 700 служителей англиканской церкви были вовлечены в проповедь «сие Евангелие Царствия». Весть, указывавшая на 1844 год как на год пришествия Господа, была также принесена в Великобританию. Адвентистские печатные публикации из Соединенных Штатов нашли там широкое распространение. Эти книги и журналы переиздавались в Англии. А в 1842 году Роберт Уинтер, англичанин по происхождению, который принял адвентистскую веру в Америке, вернулся в свою родную страну, чтобы объявлять о пришествии Господа. В этом деле многие объединились с ним, и весть о суде была возвещена в разных частях Англии.

В Южной Америке, среди варварства и лжесвященства, испанец Лакунза, иезуит, получил доступ к Писаниям и в результате принял истину о скором возвращении Христа. Побуждаемый передать предостережение, однако не желая иметь нареканий со стороны Рима, он опубликовал свои взгляды под псевдонимом «Равви-бен-Ездра», выдавая себя за обращенного еврея. Лакунза жил в XVIII веке, но лишь примерно в 1825 году его книга, попав в Лондон, была переведена на английский язык. Ее издание послужило росту уже возникшего в Англии интереса к теме Второго пришествия.

В Германии в этом учении в XVIII веке наставлял Бенгель, служитель лютеранской церкви, выдающийся библеист и критик. Завершив свое образование, Бенгель «посвятил себя изучению теологии, к чему имел естественную склонность из-за серьезной религиозной направленности ума, углубленного полученным в детстве воспитанием и дисциплиной. Как и другие мыслящие молодые люди до и после него, ему приходилось вести борьбу с сомнениями и трудностями религиозного характера, и с большим волнением он упоминает о „многих стрелах, которые проходили сквозь его бедное сердце и делали его молодость невыносимой“». Став членом Вюртембергской консистории, он выступал в защиту религиозной свободы. «Защищая права и льготы церкви, он также был поборником всякой разумной свободы, которая должна быть предоставлена тем, кто был вынужден выйти из нее по мотивам совести» (Encyclopaedia Britannica, 9th ed., art. «Bengel»). Добрые результаты этой политики и до настоящего времени прослеживаются на его родине.

Как-то раз, когда Бенгель готовился к предрождественской проповеди на тему 21 главы Откровения, свет о Втором пришествиии Христа озарил его разум. Пророчества Откровения, как никогда раньше, открылись его пониманию. Переполненный чувством колоссальной важности и непревзойденной славы сцен, описанных пророком, он был вынужден на некоторое время отложить свою тему. Когда он стоял за кафедрой, все это снова живо представилось ему во всей своей силе. С этого времени он посвятил себя исследованию пророчеств, особенно из книги Откровение, и скоро достиг веры в то, что они указывают на пришествие Христа как на событие близкого будущего. Дата, которую он установил как срок Второго пришествия, всего лишь на несколько лет не совпадала с выполненными позже расчетами Миллера.

Труды Бенгеля разошлись в христианском мире. Его взгляды относительно пророчеств были довольно широко признаны в его родном Вюртемберге и до некоторой степени также в других частях Германии. Это движение продолжалось и после его смерти, и весть о пришествии Господа была услышана в Германии в то же самое время, когда она привлекла к себе внимание и в других странах. Некоторые верующие еще раньше отправились в Россию и образовали там колонии, и вера в скорое пришествие Христа до сих пор сохраняется в некоторых церквях этой страны.

Этот свет взошел также во Франции и Швейцарии. В Женеве, где Фарель и Кальвин популяризировали истины Реформации, весть о Втором пришествии возвещал Гауссен. Во время учебы он неожиданно встретился с духом рационализма, который охватил всю Европу во второй половине XVIII – начале XIX веков, и когда он приступил к служению, то не только не имел представления об истинной вере, но и склонялся к скептицизму. В юности у него возник интерес к изучению пророчеств. Когда он прочел «Античную историю» Роллина, его внимание оказалось прикованным ко 2 главе книги Даниила, и на него, после проверки в исторической записи, произвела впечатление поразительная точность осуществления пророчеств. Здесь было свидетельство богодухновенности Священного Писания, которое послужило для него якорем среди опасностей более поздних лет. Он не мог успокоиться, удовлетворившись учениями рационализма, а в исследовании Библии и поисках более яркого света через некоторое время он обрел истинную веру.

По мере проведения исследований пророчеств он приходил к убеждению, что пришествие Господа при дверях. Впечатленный серьезностью и значимостью этой великой истины, он очень желал предложить ее на рассмотрение людям, однако популярное мнение о том, что пророчества Даниила являются тайной и не могут быть поняты, было серьезной преградой на его пути. В конце концов он принял решение: начать с детей, через которых надеялся пробудить интерес и у родителей – именно так когда-то поступил при евангелизации Женевы Фарель.

«Я хочу, чтобы меня поняли, – говорил он после, рассказывая о своем намерении в этом деле. – Я стремился представить весть в такой доверительной форме и адресовал ее детям вовсе не потому, что она маловажная, но, наоборот, из-за ее великой ценности. Я очень желал, чтобы меня услышали, и боялся, что меня не станут слушать, если я сперва обращусь ко взрослым... Поэтому я остановил свой выбор на младшем поколении. Я собрал слушателей из детей. Если группа увеличится, если будет видно, что они слушают, что им это нравится и интересно, что они понимают тему и могут объяснить ее, тогда вскоре наверняка у меня будет второй круг слушателей, а взрослые, со своей стороны, увидят, что тема достойна того, чтобы сесть и изучать ее. Если такое случится, значит победа одержана» (L.Gaussen, Daniel the Prophet, т.2).

Старания Гауссена увенчались успехом. Когда он обратился к детям, стали приходить слушать и взрослые. Балконы в его церкви были заполнены внимательными слушателями. Среди них бывали высокопоставленные и высокообразованные люди, а также приезжие и иностранцы, посещавшие Женеву; и таким образом эта весть была перенесена и в другие места.

Воодушевленный удачей, Гауссен издал свои уроки, надеясь, что это будет содействовать изучению пророческих книг во франкоговорящих церквях. «Выпуск наставлений, данных детям, – говорит Гауссен, – должен сказать взрослым, которые слишком часто не обращают внимания на подобные книги под тем предлогом, что они якобы непонятны: „Как же они могут быть невразумительны, если ваши дети понимают их?“» «У меня было огромное желание, – добавляет он, – по возможности сделать знание этих пророчеств широко распространенным среди нашей паствы». «В самом деле, нет ни одного такого предмета для изучения, который, как мне кажется, лучше отвечал бы нуждам нашего времени». «Именно таким путем мы должны приготовиться к предстоящей скорби и бодрствовать в ожидании Иисуса Христа».

Хотя Гауссен и был одним из наиболее выдающихся и любимых франкоязычных проповедников, все же через некоторое время его отстранили от служения, обвинив главным образом в том, что, вместо церковного катехизиса, скучного справочника, опирающегося только на требования рассудка и почти лишенного настоящей веры, он, давая напутствие молодежи, использовал Библию. Позже он стал преподавателем в богословском учебном заведении и одновременно с этим по воскресеньям возобновил свою работу в качестве учителя, ведущего занятия в форме вопросов и ответов, обращаясь к детям и наставляя их в Священном Писании. Его труды на тему пророчеств также заинтересовали многих. С профессорской кафедры, через прессу и свою любимую работу – обучение детей – немало лет он оказывал большое влияние и играл важную роль в привлечении внимания многих к исследованию пророчеств, которые свидетельствовали о близком пришествии Господа.

В Скандинавии также провозглашалась весть о Втором пришествии, и в разных местах к ней вспыхнул интерес. Многие были выведены из своего беззаботного состояния безопасности, чтобы исповедовать свои грехи и отказаться от них, ища прощения во имя Христа. Однако духовенство государственной церкви воспротивилось этому движению, и через оказанное им воздействие некоторые из возвещавших эту весть были брошены в тюрьмы. Во многих местах, где проповедников скорого пришествия Господа таким образом заставили замолчать, Бог соблаговолил послать эту весть изумительным способом – через малых детей. Поскольку они не были совершеннолетними, государственный закон не мог лишать их свободы, и им позволялось свободно говорить.

Это движение широко распространилось главным образом среди низшего сословия, и в домах бедных тружеников собирались люди, чтобы услышать предостережение. Сами дети-проповедники в основном были из крестьян. Возраст некоторых из них не превышал 6-8 лет, и хотя они своей жизнью показывали, что любят Спасителя, и стремились быть послушными святым требованиям Бога, все же, как правило, обнаруживали смышленность и способности, обычно наблюдаемые лишь у детей их возраста. Когда же они представали перед людьми, было ясно, что они движимы влиянием, превышающим их природные дарования. Тон их голоса и поведение менялись, и с торжественной силой они передавали предостережение о Суде, используя при этом подлинные слова Священного Писания: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откровение 14:7). Они осуждали грехи людей, не только порицая аморальность и зло, но и укоряя их в суетности и отступлении от веры, и предупреждали своих слушателей, чтобы они поторопились с покаянием, дабы избежать надвигающегося гнева.

Народ слушал их с трепетом. Обличающий Дух Божий взывал к их сердцам. Многие были побуждены исследовать Священное Писание с новым, более глубоким интересом; невоздержанные и распутные исправлялись, другие отказывались от своих нечестных дел; и совершаемая работа была настолько заметной, что даже духовенство государственной церкви не могло не согласиться с тем, что этим движением руководит Божья рука.

Воля Божия состояла в том, чтобы в странах Скандинавии прозвучала весть о пришествии Спасителя; и когда голоса Его слуг вынуждены были стихнуть, Он направил Свой Дух на детей, чтобы дело могло быть доведено до конца. Когда Иисус подходил к Иерусалиму, окруженный восторженной толпой, которая с возгласами триумфа и взмахами пальмовых ветвей возвещала о Нем как о сыне Давидовом, ревнивые фарисеи призвали Его заставить их умолкнуть, однако Иисус сказал в ответ, что все это есть осуществление пророчества и что если они умолкнут, то камни возопиют. Люди, устрашенные угрозами священников и правителей, перестали радостно возглашать, когда входили в ворота Иерусалима, но позже дети во дворах храма подхватили эту песнь хвалы и, размахивая своими пальмовыми ветвями, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» (см. Ев. Матфея 21:8-16). Когда же крайне раздосадованные фарисеи спросили у Него: «Слышишь ли, что они говорят?» – Иисус ответил: «Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Ев. Матфея 21:16). Как Бог действовал через детей во время Первого пришествия Христа, так Он действовал через них и в провозглашении вести о Его Втором пришествии. Надлежит сбыться сказанному в Божьем Слове, что объявление о возвращении Спасителя будет услышано всеми народами, языками и племенами.

Уильяму Миллеру и его соратникам было доверено проповедовать это предостережение в Америке. Эта страна сделалась средоточием великого адвентистского движения. Именно здесь самым непосредственным образом осуществилось пророчество вести первого ангела. Труды Миллера и его единомышленников несли отсюда в отдаленные страны. В какие бы уголки земного шара ни забрались миссионеры, им и туда посылалась радостная весть о скором возвращении Христа. Весть вечного Евангелия: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:7) расходилась повсеместно.

Свидетельство пророчеств, указывающее, казалось, на пришествие Христа весной 1844 года, глубоко закрепилось в сознании людей. По мере того как весть шла от штата к штату, везде к ней пробуждался большой интерес. Многие были убеждены в том, что аргументы вычисления пророческих периодов верные, и, не будучи столь гордыми, чтобы упорствовать в своих прежних взглядах, они радостно принимали истину. Некоторые служители оставляли свои ограниченные воззрения и мнения, отказывались от денежного содержания и приходов и объединялись в провозглашении вести о пришествии Иисуса. Таких служителей, которые приняли эту весть, было, однако, сравнительно мало, поэтому распространение ее большей частью легло на плечи рядовых членов. Фермеры покидали свои нивы, мастеровые – инструменты, торговцы – товары, специалисты – должности; и тем не менее число делателей было слишком незначительным по сравнению с той работой, которую необходимо было совершить. Ужасное состояние церкви, мир, лежащий во грехе – все это отягощало души верных стражей, и они с готовностью претерпевали мытарства, нужду и страдания, желая призывать людей к покаянию, ведущему ко спасению. Хотя и не без противодействия сатаны, дело постоянно продвигалось, и многие тысячи уверовали в адвентистскую весть.

Всюду было слышно сильное, испытующее сердца свидетельство, предупреждающее грешников как в мире, так и в церкви, чтобы они бежали от будущего гнева. Как и Иоанн Креститель, предтеча Христа, эти проповедники положили секиру у корня дерева и убеждали всех принести достойный плод покаяния. Их волнующие призывы заметно отличались от заверений в мире и безопасности, произносимых с популярных кафедр; и где бы ни звучала эта весть, она трогала сердца людей. Простое, прямое свидетельство Священного Писания, подкрепленное силой Святого Духа, действовало очень убеждающе, так что мало кто был в состоянии ему сопротивляться. Исповедующие религию освобождались от своего состояния ложной безопасности. Они распознавали свое отступление, неверие, себялюбие, а также суетность и гордыню. Многие в раскаянии и смирении устремились к Богу. Их эмоции и чувства, которые так долго были направлены на земные предметы, сосредоточились теперь на Небесном. Дух Божий покоился на них, и с сердцами, смягченными и покоренными, они объединялись в призыве: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откровение 14:7).

Рыдая, грешники вопрошали: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деяния 16:30 – прим. ред.). Те, чья жизнь характеризовалась нечестностью, теперь были озабочены возмещением нанесенного ими ущерба. Нашедшие мир во Христе страстно желали, чтобы и другие получили такие же благословения. Сердца родителей обратились к детям, а сердца детей – к родителям. Барьеры надменности и осторожности были устранены. Люди откровенно признавали друг перед другом свою вину, и члены семейств трудились над спасением тех, кто был для них самым родным и близким. Часто слышались искренние заступнические молитвы. Везде души в глубокой сердечной муке взывали к Богу. Многие молились ночи напролет о ниспослании им заверения в прощении их собственных грехов или об обращении своих родственников или соседей.

Представители всех слоев общества собирались на встречи адвентистов. Богатые и бедные, знатные и простые по различным мотивам стремились лично услышать учение о Втором пришествии. В то время как слуги Господа приводили доводы в пользу своей веры, Бог держал дух противодействия под контролем. Иногда это были немощные орудия, но Дух Божий Сам придавал силу Своей истине. Присутствие святых ангелов чувствовалось на этих собраниях, и многие души каждый день пополняли ряды верующих. Когда повторялись доказательства скорого пришествия Христа, множество собравшихся в напряженной тишине внимали этим торжественным словам. Небо и Земля, казалось, приблизились друг к другу. Действие силы Божьей ощущалось как в пожилых, так и в молодых, а также и в людях среднего возраста. Народ расходился по домам с хвалой на устах, и звуки радости оглашали тихий ночной воздух. Посещавшие те собрания никогда не смогут забыть преобладавшего на них духа глубочайшей заинтересованности.

Провозглашение определенного срока пришествия Христа породило большое неприятие со стороны множества представителей всех категорий людей: от служителей кафедры до самых безрассудных, бросающих вызов Небу грешников. Исполнились слова пророчества: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же“» (2 Петра 3:3-4). Многие из тех, кто заявлял о своей любви к Спасителю, объясняли, что они не против учения о Втором пришествии, а только против указания определенного времени этого события. Однако Всевидящий Бог читал в их сердцах. Они не хотели слышать о том, что Христос придет судить мир по правде. Они были неверными слугами: их дела не могли выдержать проверки испытующего сердца Бога, и они страшились встречи со своим Господом. Как и иудеи во времена Первого пришествия Христа, они не были готовы приветствовать Иисуса. Они не просто не желали слушать ясные библейские аргументы, но также и поднимали на смех тех, кто ожидал Господа. Сатана и его ангелы злорадствовали и бросали в лицо Христу и святым ангелам обидные упреки в том, что называющие себя Его народом имеют так мало любви к Нему, что даже не жаждут Его явления.

«О дне же том и часе никто не знает», – таков был аргумент, наиболее часто выдвигаемый теми, кто отвергал веру в пришествие Христа. Написано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой Один» (Ев. Матфея 24:36). Ожидающие Господа давали ясные и непротиворечивые объяснения относительно этого места, а также показывали неверное его применение своими противниками. Эти слова были сказаны Христом в том памятном разговоре со Своими учениками на Елеонской горе, состоявшемся после Его последнего посещения храма. Апостолы задали вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус сообщил им о знамениях и сказал: «Когда вы увидите все сие – знайте, что близко, при дверях» (Ев. Матфея 24:3,33). Одно изречение Спасителя не должно сводить на нет другое. Несмотря на то что о дне и часе Его пришествия никто не знает, все же мы научены, и, мало того, от нас это требуется – распознавать его приближение. Дальше нам говорится о том, что для нас так же губительно не считаться с Его предостережениями и пренебрегать знанием времени близости Его пришествия, как для живущих во дни Ноя было губительно не знать, когда придет потоп. Притча той же самой главы, сравнивая верного и неверного раба и сообщая об уделе того раба, который сказал в сердце своем: «Не скоро придет господин мой» (Ев. Матфея 24:48 – прим. ред.), показывает, в каком свете Христос будет рассматривать тех, кого Он нашел бодрствующим и сообщающим другим о Его пришествии, а также тех, кто опровергал это; и какое воздаяние приготовит Он для обеих групп. «Итак бодрствуйте», – говорит он. «Блажен тот рaб, которого господин его пришед найдет поступающим так» (Ев. Матфея 24:42,46). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3:3).

Павел говорит о той категории людей, которую явление Господа застигнет врасплох: «День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: „мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут». Однако он добавляет, адресуя свои слова тем, кто обратил внимание на предостережение Спасителя: «Но вы, братья, не во тьме, чтобы день тот застал вас, как тать; ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы» (1 Фессал. 5:2-5).

Так было показано, что Библия не дает людям предписания оставаться в неведении относительно близости пришествия Христа. Но те, кто желал лишь оправдания для непринятия ими истины, закрыли свои уши для этого толкования, и слова «о дне же том и часе никто не знает» продолжали повторяться дерзкими насмешниками и даже мнимыми служителями Христа. Когда народ поднялся и начал вопрошать о пути спасения, вмешались религиозные учителя, встав между ними и истиной и пытаясь умалить их страх ошибочным разъяснением Слова Божия. Неверные стражи соединились в работе с великим обманщиком, крича: «Мир, мир!», когда Бог не говорил о мире. Как и фарисеи во дни Христа, многие сами не хотели войти в Царство небесное и мешали тем, кто входил. Кровь этих душ взыщется от их рук.

Наиболее смиренные и посвященные во всех церквях обычно первыми принимали эту весть. Те, кто самостоятельно изучал Библию, не могли не заметить не соответствующего Священному Писанию характера популярных взглядов на пророчества; и там, где люди не были подвластны влиянию духовенства, а исследовали Слово Божье сами, адвентистская весть нуждалась только в сопоставлении с Писанием для подтверждения ее Божественного авторитета.

Многие были притесняемы своими неверующими собратьями. Чтобы сохранить свое положение в церкви, некоторые ничего не говорили о своем уповании, однако другие осознавали, что принцип верного отношения к Богу не позволяет им скрывать истины, которые Он им вручил. Немало было исключено из церкви только лишь потому, что они объявляли о своей вере в пришествие Христа. Какими дорогими были для тех, кто переносил это испытание своей веры, слова пророка: «Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: „пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше“. Но они будут постыжены» (Исаия 66:5).

Ангелы Божьи смотрели на плоды предостережения с глубочайшим интересом. Когда произошло всеобщее отвержение этой вести церквями, погрустневшие ангелы отвернулись. Но было достаточно и таких, которые все еще не были проверены истиной о Втором пришествии Христа. Многих сбили с толку их мужья, жены, родители или дети, принуждая верить, что даже просто слушать такую ересь, какой учат адвентисты – это грех. Ангелам было поручено верно следить за этими душами, так как на них должен был еще излиться свет от престола Божия.

С неописуемым радостным нетерпением уверовавшие в эту весть ждали пришествия своего Спасителя. Время, когда они надеялись встретиться с Ним, было близко. Спокойно и торжественно они ожидали этого часа. Они пребывали в сладостном общении с Богом и в предвкушении покоя, который в скором будущем должен будет принадлежать им. Никто из ставших причастниками этого упования и веры не мог не запомнить тех драгоценных часов ожидания. За несколько недель до этого срока мирские занятия были большей частью отложены в сторону. Искренние дети Божьи внимательно анализировали каждую мысль и эмоцию своих душ, будто бы они были на смертном одре и через несколько часов их глаза должны были закрыться для всего земного. Не готовилось никакой особой одежды для вознесения, но все ощущали нужду во внутреннем свидетельстве того, что они приготовлены встретить Спасителя; их белыми одеждами была чистота души – характер, очищенный от греха искупительной кровью Христа. Если бы называющие себя народом Божиим до сих пор имели такой же дух самоисследования, такую же горячую и твердую веру! Если бы они продолжали таким же образом смирять себя перед Господом и устремлялись со своими прошениями к престолу благодати, то обладали бы тогда намного более богатым опытом, чем сейчас. Слишком мало молитв возносится ныне, слишком редко грех действительно осознается, а отсутствие живой веры лишает многих той благодати, которая в таком изобилии предоставлена нашим Искупителем.

Бог вознамерился проверить Свой народ. Его рука скрыла ошибку, допущенную при вычислении пророческих периодов. Ее не распознали ни адвентисты, ни наиболее образованные из их оппонентов. Они говорили: «Ваш расчет пророческих периодов правильный. Вот-вот совершится какое-то большое событие, однако не то, которое предполагает Миллер; это обращение мира, а не Второе пришествие Христа».

Ожидаемый срок миновал, а Христос не явился для избавления Своего народа. Ожидавшие с подлинной верой и любовью своего Спасителя испытали горькое разочарование (см. Откровение 10:10 – прим. ред.). Тем не менее замысел Божий был осуществлен: Он подверг проверке сердца тех, кто заявлял, что ожидает Его явления. Среди них находились многие, кто был движим не более чем страхом. Их исповедание веры не оказало никакого воздействия на их сердца или жизни. Когда ожидаемое событие не произошло, эти люди заявили, что они нисколько не разочарованы, что они никогда и не верили, что Христос придет. Они были в числе первых, кто насмехался над печалью искренних верующих.

С любовью и состраданием Иисус и все небесное воинство смотрели на подвергнутых испытанию и заслуживающих доверия, однако разочарованных верующих. Если бы занавес, отделяющий видимый мир от невидимого, был убран, то можно было бы заметить ангелов, приближавшихся к этим стойким душам и ограждавших их от стрел сатаны.


Оглавление книги

Заказать бесплатно

Видео

Над облаками - Derrol Sawyer

День за днем - Fountainview академия

космический конфликт - Дуг Бэтчелор

...Больше видео

Перевод книги