Оглавление книги

33. Первый великий обман - «Великая борьба»

Aудиозапись

От начала сатана старался обмануть людей, сея в них сомнения в Слово Бога. Один из его обманов состоит в учении о том, что мертвые, собственно говоря, вообще не мертвы, но живут дальше. Этим они представляют Бога как тирана, мучающего души умерших. Но Библия говорит, что все мертвые покоятся в могилах до своего воскресения в конце мира.

-----------------------------------------------

С самого начала человеческой истории сатана начал прилагать усилия для того, чтобы ввести людей в заблуждение. Тот, который спровоцировал мятеж на Небе, желал убедить и жителей Земли объединиться с ним в войне против Божьего правления. Адам и Ева были в полной мере счастливы в послушании Божьему закону, и этот факт постоянно свидетельствовал против выдвинутого сатаной на Небе утверждения о том, что закон Божий несет с собой рабство и препятствует благу Его творений. Более того, сердце сатаны исполнилось зависти, как только он увидел великолепную обитель, приготовленную для безгрешной пары. Он решил добиться их падения, чтобы, разъединив их с Богом и подчинив своей собственной власти, получить во владение Землю и учредить там свое царство в противовес Всевышнему.

Выяви сатана свой подлинный характер, он сразу же был бы отвергнут, так как Адам и Ева были предупреждены по поводу этого опасного противника; но он работал скрытно, умалчивая о своих намерениях, чтобы более эффективно достичь своей цели. Используя змея, в то время очаровательное творение, в качестве посредника, он обратился к Еве: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Бытие 3:1). Если бы Ева удержалась от вступления в дискуссию с искусителем, то осталась бы в безопасности, но она рискнула говорить с ним и пала жертвой его хитрости. Именно так многие до сих пор бывают им побеждены. Они подвергают сомнению и оспаривают требования Божьи; и, вместо того чтобы быть послушными Божественным повелениям, соглашаются с человеческими теориями, которые лишь маскируют уловки сатаны.

«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:2-5). Он заявил, что они станут подобными Богу, обладая большей мудростью, чем прежде, и будут способны достичь более высокой ступени бытия. Ева поддалась искушению, а посредством ее влияния склонился ко греху и Адам. Они благосклонно отнеслись к словам змея о том, что Бог не имел в виду то, что Он сказал; они проявили недоверие к своему Создателю и вообразили, что Он ограничивает их свободу, тогда как они могли бы приобрести большую мудрость и возвеличиться, нарушив Его закон.

Но какой же смысл приобрели для Адама после его грехопадения слова: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17)? Содержали ли в себе эти слова то высокое развитие, которое сатана обещал им? Тогда, несомненно, преступить Божье повеление было бы благом, а сатана оказался бы благодетелем человеческого рода. Но Адам убедился, что не таков смысл Божественного приговора. Бог объявил, что в качестве наказания за свой грех человек будет вынужден возвратиться в землю, из которой он был взят: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Слова сатаны: «откроются глаза ваши» (Бытие 3:5) оказались правдивыми только вот в каком смысле: после того как они ослушались Бога, их глаза открылись, чтобы увидеть свой грех; они действительно познали зло и вкусили горький плод преступления.

Посреди Едема росло древо жизни, плоды которого имели свойство продлевать жизнь. Останься Адам послушным Богу, он продолжил бы пользоваться свободным доступом к этому дереву и жил бы вечно. Но, согрешив, он был лишен права вкушать от древа жизни и стал подвластен смерти. Приговор Бога: «Прах ты, и в прах возвратишься» свидетельствует об абсолютном угасании жизни.

Вследствие своего неповиновения, он лишился бессмертия, обещанного человеку на условии послушания. Адам не мог передать последующим поколениям то, чего не имел сам; и для павшего человеческого рода не могло быть никакой надежды, не сделай Бог бессмертие вновь досягаемым для людей посредством жертвы Своего Сына. В то время как «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12), Христос «явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тимофею 1:10). И только через Христа можно обрести нетление. Иисус сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни» (Ев. Иоанна 3:36). Любой человек может получить это бесценное благословение, если выполнит определенные условия. Все, кто «постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия», получат «жизнь вечную» (Римлянам 2:7).

Единственным, кто обещал Адаму жизнь при неповиновении, был великий обманщик. А заявление, высказанное змеем Еве в Едеме: «Нет, не умрете», – оказалось первой проповедью о бессмертии души. Тем не менее, это заявление, опирающееся только на авторитет сатаны, раздается с кафедр христианского мира и принимается на веру большей частью человечества с такой же готовностью, с какой восприняли его наши прародители. Божественный приговор: «Душа согрешающая, она умрет» (Иезекииль 18:20) – был сведен к следующему: душа согрешающая не умрет, но будет жить вечно. Можно только удивляться тому странному ослеплению, которое делает людей такими легковерными в отношении слов сатаны и такими неверующими в Божьи слова.

Если бы человеку после его падения был разрешен свободный доступ к дереву жизни, он жил бы вечно, и тогда грех был бы увековечен. Но Господь поставил «Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24), и никому из семьи Адама не было позволено переступать этот рубеж и вкушать жизнедающие плоды. По этой причине и нет ни одного бессмертного грешника.

Однако после грехопадения человека сатана приказал своим ангелам приложить особые усилия к тому, чтобы насадить веру в естественное бессмертие; и, склонив людей к принятию этого заблуждения, они должны были привести их к выводу, что грешник будет жить в вечных муках. Теперь князь тьмы, работая через своих агентов, представляет Бога мстительным тираном, заявляя, что Он ввергает в ад всех тех, кто Ему не нравится, и вынуждает их вечно чувствовать Его гнев; и что, в то время как они испытывают невыразимые муки и корчатся в вечном пламени, их Творец с удовлетворением смотрит на них с Небес.

Таким образом, архивраг наделяет своими собственными свойствами Творца и Благодетеля человечества. Жестокость – это сатанинское качество. Бог есть любовь, и все, что Он создал, было чистым, святым и красивым до тех пор, пока грех не был привнесен в мир первым великим мятежником. Сатана сам является тем врагом, который, склоняя человека ко греху, затем уничтожает его, если может; и когда он овладевает своей жертвой, то ликует по поводу вызванного им падения. Если бы только ему было позволено, он уловил бы в свои сети весь человеческий род. Не будь вмешательства Божественной силы, никто из сынов и дочерей Адама не спасся бы.

Сатана пытается победить людей сегодня таким же образом, каким одолел и наших прародителей: он стремится поколебать их доверие к своему Творцу и вызвать в них сомнение в мудрости Его правления и справедливости Его законов. Сатана и его агенты изображают Бога даже худшим, чем они сами, чтобы таким образом оправдать свою собственную зловредность и возмущение. Великий обманщик старается приписать ужасную жестокость своего характера нашему Небесному Отцу, чтобы представить себя чрезвычайно обиженным тем, что его изгнали с Неба из-за нежелания подчиняться столь несправедливому правителю. Он предлагает миру свободу, которой можно было бы пользоваться, находясь под его снисходительным правлением, в противоположность «рабству», возлагаемому строгими постановлениями Иеговы. Так он преуспевает в соблазнении душ к отказу сохранять верность Богу.

В каком противоречии с чувствами любви, милости и даже с нашим чувством справедливости находится учение о том, что умершие грешники мучимы в огне и сере вечно горящего ада, что за грехи их короткой земной жизни они должны испытывать агонию, пока существует Бог! И все же эта доктрина широко преподается, и до сих пор она включена во многие вероучения христианского мира. Один известный доктор богословия сказал: «Зрелище мучеников ада будет способствовать увеличению вечного блаженства святых. Когда они увидят подобных себе по происхождению и природе так страдающими, а себя настолько отмеченными, то осознают, насколько они счастливы». Другой говорил: «В то время как приговор осуждения будет вечно приводиться в исполнение над сосудами гнева, дым их мучений будет вечно подниматься перед сосудами милосердия, которые, вместо сочувствия к этим несчастным, будут восклицать: Аминь, Аллилуйя! Славьте Господа!»

Где же на страницах Божьего Слова может быть найдено подобное учение? Разве спасенные на Небе утратят чувства жалости, сострадания и даже обычной человечности? Или эти чувства будут подменены безразличием стоиков и жестокостью варваров? Нет, ни в коем случае! Такого учения нет в Божьей Книге. Те, кто высказывает мнения, выраженные в вышеприведенных цитатах, могут обладать глубокими знаниями и даже быть искренними людьми, но они введены в заблуждение софистикой сатаны. Он приводит их к неверному толкованию строгих высказываний Священного Писания, придавая тексту оттенок горечи и злобы, характерных для него самого, но не для нашего Творца. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иезекииль 33:11).

Что приобрел бы Бог, если допустить, что Он испытывает удовольствие при виде непрекращающихся мучений, что Он наслаждается стонами, воплями и проклятиями страдающих созданий, которых держит в плену адского пламени? Могут ли эти ужасные звуки быть музыкой для слуха Безграничной Любви? Настаивают на том, что наказание нечестивых бесконечными страданиями демонстрирует Божью ненависть ко греху, как ко злу, губительному для мира и порядка во Вселенной. О, какое чудовищное богохульство! Как будто ненависть Бога ко греху является основанием для его увековечения. Из учения этих теологов следует, что постоянные муки без надежды на милость приводят в исступление эти несчастные жертвы, которые по мере излития своего гнева в проклятиях и богохульстве все увеличивают тяжесть своей вины. Слава Божия не преумножается путем постоянного увеличения греха на протяжении бесконечных веков.

За пределами способностей человеческого разума оценить ущерб, нанесенный ересью о вечных муках. Религия Библии, полная любви и добродетели, изобилующая состраданием, омрачена суеверием и окутана ужасом. Если принять во внимание, в каких ложных красках сатана изобразил характер Божий, то разве можно еще удивляться тому, что нашего милосердного Творца опасаются, боятся и даже ненавидят? Такое ужасающее понятие о Боге, которое содержится в учениях и распространяется с кафедр по всему миру, привело к тому, что тысячи и даже миллионы людей стали скептиками и безбожниками.

Теория о вечных муках является одним из лжеучений, составляющих отвратительное вино Вавилона, которым он напоил все народы (см. Откровение 14:8; 17:2). То, что служители Христа могли согласиться с этой ересью и провозглашать ее с освященной кафедры, действительно является тайной. Они получили это учение от Рима, как и ложную субботу. Правда то, что этому учили великие и хорошие люди, но свет относительно данного вопроса не был послан им в такой мере, как нам. Они были ответственны только за свет, полученный ими в их время; а мы несем ответственность за тот свет, который сияет в наши дни. Если мы отворачиваемся от свидетельства Слова Божия и признаем лжеучения, потому что их преподавали наши отцы, тогда осуждение, провозглашенное над Вавилоном, падает и на нас; мы пьем вино его мерзостей.

Огромное множество людей, у кого доктрина о вечных муках вызывает отвращение, впадают в противоположное заблуждение. На страницах Священного Писания они видят Бога, исполненного любви и сострадания, и не могут верить тому, что Он предаст сотворенные Им существа огню вечно горящего ада. Однако, полагая, что душа по природе бессмертна, они приходят к заключению, что, в конечном счете, все человечество будет спасено. Многие рассматривают предупреждения Библии как предназначенные лишь для того, чтобы страхом заставить людей быть послушными, но не как то, что должно буквально осуществиться. Таким образом, грешники могут жить так, как им нравится, не обращая внимания на Божьи требования, и все же ожидать, что в конце концов будут благосклонно приняты Им. Такое учение, злоупотребляющее милостью Божией, но игнорирующее Его правосудие, угождает плотскому человеческому сердцу и придает смелости нечестивым в их беззакониях.

Для того чтобы показать, как верующие во всеобщее спасение в подтверждение своих душегубительных догм искажают Священное Писание, нужно только сослаться на их собственные высказывания. На похоронах одного неверующего молодого человека, который внезапно умер в результате несчастного случая, духовный служитель-универсалист избрал своим текстом библейское высказывание относительно Давида: «Ибо утешился о смерти Амнона» (2 Царств 13:39).

«Мне часто задают вопрос, – сказал служитель, – какова судьба тех, кто в грехе оставляет этот мир, кто, возможно, умер в состоянии опьянения, с неотмытыми пятнами преступления на своих одеждах; или же тех, которые умерли, как этот молодой человек, который никогда не исповедовал никакой религии и не имел духовных опытов. Мы признательны Священному Писанию, ответ которого разрешает эту страшную проблему. Амнон был очень грешным, он был нераскаявшимся; он был пьян – и в таком состоянии убит. Давид являлся пророком Божиим. Ему должна была быть известна участь, ожидавшая его сына в будущем. Что же было у него на сердце? «И не стал царь Давид преследовать Авессалома; ибо утешился о смерти Амнона» (2 Царств 13:39).

К какому же заключению мы приходим, исходя из этого текста? Не говорит ли он о том, что Давид не разделял веру в вечные муки? Так мы понимаем; и здесь мы находим победоносный довод в поддержку более приятного, более просветленного, более благожелательного предположения об окончательной всеобщей чистоте и мире. Он утешился о смерти своего сына. А почему? Потому что пророческим взором Давид мог взглянуть вперед, в славное будущее, и увидеть, что его сын удален от всех искушений, освобожден от рабства и очищен от греховной порочности, а после достаточного освящения и просвещения допущен в общество возвышенных и блаженных духов. Его единственным утешением было то, что его возлюбленный сын, будучи освобожденным от нынешнего состояния греха и страданий, ушел туда, где веяние Святого Духа будет касаться его омраченной души, где его разум раскроется для небесной мудрости и сладостного восторга бессмертной любви и где его освященное естество, подготовленное таким образом, будет наслаждаться покоем и обществом небесного наследия.

Размышляя так, мы согласились бы поверить, что небесное спасение не зависит ни от чего, что мы можем сделать в этой жизни; ни от нынешнего изменения сердца, ни от веры, ни от нашего религиозного исповедания».

Так мнимый служитель Христа повторяет ложь, высказанную некогда змеем в Эдеме: «Нет, не умрете; но... в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Бытие 3:4-5). Он заявляет, что мерзейшие из грешников – убийцы, воры и прелюбодеи – после смерти будут приготовлены к тому, чтобы войти в бессмертное блаженство.

Из чего же этот извратитель Священного Писания делает свои выводы? Из единственного предложения, выражающего подчинение Давида Божьему промыслу. Его душа не стала «преследовать Авессалома; ибо утешился [Давид] о смерти Амнона» (2 Царств 13:39). Время притупило остроту его горя, мысли его обратились от мертвого сына к живому, находящемуся в самоизгнании из-за страха перед справедливым наказанием за свое преступление. И это приводится в подтверждение того, что виновный в кровосмешении пьяный Амнон сразу же после своей смерти был перемещен в обители блаженства, где он должен был быть очищен и приготовлен для общения с безгрешными ангелами! Несомненно, это приятная басня, хорошо подходящая для того, чтобы порадовать плотское сердце! Это собственное учение сатаны, и оно эффективно действует. Должны ли мы удивляться тому, что при наличии таких наставлений преизобилует нечестие?

Курс, проводимый одним этим лжеучителем, иллюстрирует направленность многих других. Несколько слов Писания вырываются из контекста, который во многих случаях показал бы, что их значение прямо противоположно данной им трактовке; и подобным образом разорванные пассажи извращаются и используются для подтверждения учений, вовсе не обосновывающихся на Слове Божием. Довод, приведенный в качестве доказательства того, что пьяный Амнон пребывает на Небе, – это простое умозаключение, откровенно опровергаемое ясным и точным заявлением Священного Писания о том, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см. 1Коринфянам 6:10). Именно так сомневающиеся, неверующие и скептики обращают истину в ложь. И большое число людей введены в заблуждение их софистикой и убаюканы в колыбели плотской безопасности.

Если бы правдой было то, что души всех людей сразу же после смерти переходят прямо на Небо, тогда мы могли бы справедливо жаждать скорее смерти, чем жизни. Вследствие такой веры многие были склонены к тому, чтобы положить конец своему существованию. Когда людьми овладевают тревога, растерянность и неудовлетворение, им представляется столь простым делом прервать непрочную нить своей жизни и воспарить навстречу блаженству вечного мира.

Бог дал в Своем Слове убедительное свидетельство того, что накажет нарушителей Своего закона. Те, кто успокаивает сам себя, считая Бога слишком милосердным, чтобы осуществить над грешником правосудие, должны только взглянуть на Голгофский крест. Смерть непорочного Сына Божия является доказательством того, что «возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23), что любое нарушение закона Божия должно встретить свое справедливое наказание. Безгрешный Христос стал грехом за человека. Он понес на Себе вину непослушания людей, и Его Отец сокрыл от Него Свое лицо. Сердце Христа разорвалось, и жизнь Его угасла. Вся эта жертва была принесена ради того, чтобы грешники могли быть искуплены. Никаким другим путем человек не мог освободиться от наказания за грех. И каждая душа, которая отказывается стать участником осуществленного такой ценой искупления, должна будет лично нести на себе вину и наказание за беззаконие.

Давайте рассмотрим далее, чему еще учит Библия в отношении нечестивых и нераскаявшихся, которых вышеупомянутый универсалист помещает на Небо наподобие святых и счастливых ангелов.

«Жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откровение 21:6). Это обетование только для тех, кто жаждет. Никто, кроме тех, кто чувствует нужду в воде жизни и ищет ее ценой утраты всего остального, не получит ее. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откровение 21:7). Итак, здесь точно определены условия. Для того чтобы наследовать все, мы должны противостоять греху и превозмогать его.

Господь объявляет через пророка Исаию: «Скажите праведнику, что благо ему... а беззаконнику горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Исаия 3:10-11). «Хотя грешник сто раз делает зло, – говорит мудрец, – и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра» (Екклесиаст 8:12-13). И Павел свидетельствует, что грешник сам собирает себе «гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Римлянам 2:5-6,9).

«Никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Ефесянам 5:5). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14). «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Откровение 22:14-15).

Бог дал людям описание Своего характера, а также того, как Он обходится с грехом. «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исход 34:6-7). «Всех нечестивых истребит» (Псалтирь 144:20). «А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Псалтирь 36:38). Власть и авторитет Божественного правления будут применены, чтобы подавить мятеж; и все же все проявления карающей справедливости будут в полной мере согласовываться с характером милосердного, долготерпеливого, великодушного Бога.

Бог не оказывает давления на волю или суждение кого бы то ни было. Он не получает удовольствие от подневольного послушания. Он хочет, чтобы творения Его рук любили Его, потому что Он достоин любви; чтобы они повиновались Ему, исходя из разумной оценки Его мудрости, справедливости и великодушия. И все, кто имеет верное понятие об этих качествах, полюбят Его, потому что они будут привлечены к Нему, восхищаясь Его добродетелями.

Принципы доброты, милосердия и любви, преподанные и явленные нашим Спасителем, являются представлением воли и характера Бога. Христос объявил, что Он ничему иному не учит, кроме того, что принял от Своего Отца. Принципы Божественного правления находятся в абсолютном согласии с заповедью Спасителя: «Любите врагов ваших» (Ев. Матфея 5:44). Бог осуществляет правосудие над нечестивыми во благо Вселенной, и даже во благо тем, кого постигают Его суды. Он сделал бы их счастливыми, если бы мог это сделать в соответствии с законами Своего правления и справедливостью Своего характера. Он окружает их знаками Своей любви, Он дарует им знание Своего закона и сопровождает предложениями Своей милости; но они презирают Его любовь, делают недействительным Его закон и отвергают Его милость. Постоянно получая от Него дары, они бесчестят их Подателя; они ненавидят Бога, потому что знают, что Он ненавидит их грехи. Господь долготерпит их упрямство; но придет, наконец, решающий час, когда должна будет определиться их участь. Прикует ли Он этих мятежников к Себе цепью? Принудит ли Он их повиноваться Его воле?

Те, кто выбрал сатану в качестве своего правителя и находится под его господством, не приготовлены к тому, чтобы войти в присутствие Божье. Гордость, хитрость, распутство и жестокость укоренились в их характерах. Разве могут они войти в Небо, чтобы вечно пребывать там с теми, которых они презирали и ненавидели на Земле? Правда никогда не будет угодна лжецу; кротость не доставит радости самолюбивому и гордому; чистота неприемлема для порочного; бескорыстная любовь не кажется привлекательной эгоисту. Какой источник удовольствия может предложить Небо тем, которые полностью поглощены земными и себялюбивыми интересами?

Могут ли те, чья жизнь была проведена в восстании против Бога, быть вдруг перемещенными на Небо и оказаться свидетелями существующего там высокого и святого состояния совершенства, где каждая душа исполнена любви и каждое лицо излучает радость, где во славу Бога и Агнца звучит восхитительная мелодичная музыка, где от лица Сидящего на престоле на искупленных изливаются нескончаемые потоки света; могут ли те, чьи сердца исполнены ненависти к Богу, истине и святости, смешаться со множеством небесных существ и присоединиться к ним в исполнении гимнов хвалы? Неужели они смогли бы выдержать славу Бога и Агнца? Конечно же, нет; многие годы благодати были подарены им, чтобы они имели возможность сформировать для Неба свои характеры; но они никогда не воспитывали свои души в любви к чистоте, никогда не учились языку Неба, а теперь уже слишком поздно. Жизнь, прожитая в мятеже против Бога, сделала их непригодными для Неба, чистота, святость и мир которого были бы мукой для них, а слава Божия – пожирающим огнем. Они стремились бы убежать с этого святого места. Для них было бы желанным уничтожение, чтобы только можно было укрыться от лица Того, Кто умер ради их спасения. Удел нечестивых определяется посредством их собственного выбора. Они сознательно отказались от Неба, и со стороны Бога недопущение их туда является справедливым и милосердным.

Подобно водам потопа, огонь великого дня объявит Божий приговор о том, что нечестивые неисправимы. У них нет никакого намерения подчиниться Божественному авторитету. Их воля была осуществлена в протесте, и когда жизнь подошла к концу, уже слишком поздно придавать мыслям противоположное направление: неповиновение обратить в послушание, а ненависть – в любовь.

Сохранив жизнь убийце Каину, Бог оставил миру пример того, каковы были бы последствия, если бы грешнику было разрешено жить, чтобы продолжать путь необузданного беззакония. Вследствие воздействия учения Каина и его личного примера, множество его потомков были вовлечены в грех, пока не стало «велико развращение человеков на земле» и «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Бытие 6:5).

По Своей милости к этому миру Бог уничтожил его нечестивых обитателей во времена Ноя. Из милости Он истребил и испорченных жителей Содома. За счет ловкости сатаны вводить в заблуждение, делатели неправды приобретают симпатии и восхищение людей и таким образом непрестанно склоняют других к возмущению. Так было во дни Каина и Ноя, во времена Авраама и Лота, так обстоит дело и в наше время. Именно из милости ко Вселенной Бог окончательно истребит всех отвергающих Его благодать.

«Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:23). Тогда как жизнь – это наследие праведных, смерть является долей нечестивых. Моисей объявил Израилю: «Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Второзаконие 30:15). Смерть, о которой говорится в этом стихе, не является той смертью, о которой было сообщено Адаму, поскольку все человечество подвержено наказанию за его неповиновение. «Это смерть вторая» (Откровение 20:14), которая находится в прямой противоположности к вечной жизни.

В результате греха Адама «смерть перешла во всех человеков» (см. Рим. 5:12 – прим. ред.). Все одинаково сходят в могилу. Но благодаря осуществлению плана спасения, все будут вызваны из могил. «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деяния 24:15). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:22). Однако между этими двумя группами людей, вызванных из могил, сделано различие. «Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ев. Иоанна 5:28-29). Найденные достойными воскресения жизни – «блаженны и святы... над ними смерть вторая не имеет власти» (Откровение 20:6). Но тех, которые через раскаяние и веру не получили прощения, ожидает расплата за нарушение закона – «возмездие за грех». Они подвергнутся различному по продолжительности и силе, соответствующему их делам, наказанию, которое в итоге окончится второй смертью. Поскольку Божьи справедливость и милость не позволяют Ему спасти грешника в его грехах, Он лишает его жизни, право на которую грешник сам и утратил из-за своих преступлений и которой доказал свое недостоинство. Так говорит вдохновенный писатель: «Еще не много, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (Псалтирь 36:10). «И будут – как бы их не было» (Авдий, 16). Покрытые позором, они исчезнут в безнадежном вечном забвении.

Так будет положен конец греху со всеми вызванными им бедами и разрушениями. Псалмопевец говорит: «Ты... погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия» (Псалтирь 9:6-7). Апостол Иоанн в книге «Откровение», взирая в будущую вечность, слышал всеобщий хвалебный гимн, и ни один фальшивый звук не нарушал его гармонии. Было слышно, как каждое творение на Небе и на Земле возносило славу Богу (см. Откровение 5:13). Там не будет потерянных душ, хулящих Бога в своих нескончаемых муках; гимны спасенных не будут омрачены воплями несчастных существ, находящихся в аду.

На фундаментальном заблуждении о естественном бессмертии основывается учение о сознательном состоянии после смерти; эта доктрина, подобно доктрине о вечных муках, противоречит учениям Священного Писания, велениям разума и нашему чувству человечности. В соответствии с общераспространенным верованием, искупленные на Небе в курсе всех событий, происходящих на Земле, и в особенности о жизни своих друзей, которых они покинули. Но как может делать умерших счастливыми знание о бедах живущих, когда они являются свидетелями грехов, совершаемых их любимыми, и видят их испытывающими скорби, разочарования и страдания жизни? В какой степени наслаждались бы небесным блаженством те, которые парили бы над своими друзьями на земле? А насколько отталкивающим является верование о том, что, как только жизнь оставляет тело, нераскаявшаяся душа предается адскому пламени! И до каких же глубин страдания должны быть погружены те, которые видят своих уходящих в могилу друзей неподготовленными, чтобы вступить в вечность горя и греха! Многие сошли с ума от этой мучительной мысли.

Что же по этому поводу говорит Священное Писание? Давид заявляет, что человек не имеет сознания после смерти. «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псалтирь 145:4). Соломон несет такое же свидетельство: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5); «И любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Екклесиаст 9:6). «В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10).

Когда в ответ на молитву Езекии жизнь его была продлена еще на 15 лет, переполненный чувством благодарности царь принес Богу дань хвалы за Его великую милость. В этом восхвалении он раскрывает причину своей радости: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне» (Исаия 38:18, 19). Популярная теология представляет умершего праведника на Небе, вошедшим в блаженство и возносящим хвалу Богу бессмертными устами; однако Езекия не мог видеть в смерти такой славной перспективы. В согласии с его словами находится свидетельство псалмопевца: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалтирь 6:6). «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалтирь 113:25).

Апостол Петр в день Пятидесятницы сказал о праотце Давиде: «Он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня». «Ибо Давид не восшел на небеса» (Деяния 2:29,34). Тот факт, что Давид остается в могиле до воскресения, доказывает, что праведные не идут на Небо после своей смерти. Только по воскресении и в силу того факта, что Христос воскрес, Давид сможет в конце концов сесть одесную Бога.

Павел сказал: «Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли» (1 Коринфянам 15:16-18). Если же на протяжении четырех тысяч лет праведники после своей смерти восхищались сразу в Небо, как мог тогда Павел сказать, что если нет воскресения, то «и умершие во Христе погибли»? Воскресение не было бы тогда необходимым.

Мученик Тиндаль заявил в отношении состояния мертвых следующее: «Я открыто признаю, что не убежден, будто они уже находятся в полной славе, в которой пребывает Христос или избранные Божьи ангелы. Это не является пунктом моей веры; поскольку если бы это было так, зачем же тогда проповедовать о воскресении плоти?» (William Tyndale, Preface to New Testament 1534-ed, reprinted in British Reformers-Tindal, Frith, Barnes, 349).

Неопровержимо то, что надежда на бессмертное блаженство после смерти привела к широко распространенному пренебрежению библейским учением о воскресении. Эта тенденция была замечена доктором Адамом Кларком: «Учению о воскресении, оказывается, придавалось намного больше значения у первых христиан, чем сейчас. Как же так? Апостолы настойчиво провозглашали его и побуждали последователей Бога к усердию, послушанию и радости. А их последователи в наши дни редко упоминают о нем. Как апостолы проповедовали, так первые христиане и верили; как мы проповедуем, так верят и наши слушатели. В Евангелии нет учения, на котором бы делалось большее ударение, а в современной системе проповедования ни с одной доктриной не обходятся так небрежно, как с этой!» (Commentary, remarks on 1 Corinthians 15, абз. 3).

Так продолжалось до тех пор, пока славная истина о воскресении мертвых почти совершенно не была затенена и упущена из виду христианским миром. Один ведущий религиозный писатель, комментируя слова апостола Павла из Первого послания к Фессалоникийцам 4:13-18, говорит: «В целях утешения учение о блаженном бессмертии праведников занимает для нас место любой сомнительной доктрины о Втором пришествии Господа. В момент нашей смерти Господь приходит за нами. Этого и должны мы ожидать. Мертвые уже перешли в славу. Они не ожидают звука трубы, чтобы услышать приговор суда и достичь блаженства».

Однако незадолго до того как Иисус покинул Своих учеников, Он не рассказывал им, что они скоро придут к Нему. «Я иду приготовить место вам, – сказал Он, – и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ев. Иоанна 14:2-3). Более того, Павел рассказывает нам, что «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». И он добавляет: «Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам 4:16-18). Как сильно эти слова утешения отличаются от приведенных выше слов служителя-универсалиста, который успокаивал друзей, потерявших своих близких, заверением в том, что, несмотря на то что умерший мог быть и грешным, когда дыхание жизни покинуло его здесь, он все же должен быть принят в общество ангелов. Павел же направляет мысли своих братьев к будущему пришествию Господа, когда узы смерти будут разбиты, и «умершие во Христе» воскреснут для вечной жизни.

Прежде чем кто-либо сможет войти в жилища святых, его дело должно быть рассмотрено, а характер и поступки – представлены перед Богом. Все будут судимы согласно написанному в книгах, и тогда им воздастся должное в соответствии с их делами. Это судебное следствие не происходит при смерти. Обратите внимание на слова Павла: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить Вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31). Здесь апостол ясно изложил мысль, что для суда над миром установлено определенное время, которое тогда было еще в будущем.

Иуда ссылается на тот же самый период: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». И, кроме того, он приводит слова Еноха: «Се, идет Господь со тьмами святых [Ангелов] Своих – сотворить суд над всеми» (Иуды 6,14,15). Апостол Иоанн сообщает: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были... и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откровение 20:12).

Однако если мертвые уже наслаждаются небесным блаженством или корчатся в адском пламени, то какая тогда нужда в будущем суде? Учение Слова Божия по этим важным вопросам не является неопределенным или противоречивым; его могут понять даже простые люди. Но какую мудрость или справедливость может увидеть искренняя душа в этой распространенной теории? Как праведники после рассмотрения их дел следственным Судом примут похвалу: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Ев. Матфея 25:21), когда они обитали в Его присутствии, возможно, уже в продолжение долгих столетий? Будут ли нечестивые призваны с места мучения, для того чтобы получить приговор от Судьи всей Земли: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Ев. Матфея 25:41)? О, какая мрачная насмешка! Какая ужасная недооценка мудрости и справедливости Божьей!

Теория о бессмертии души была одной из ложных доктрин, которые Рим, позаимствовав у язычества, включил в христианскую религию. Мартин Лютер причислял ее к «нелепым басням, формирующим часть навозной кучи постановлений Рима» (E.Petavel, The Problem of Immortality, 255). Реформатор говорит, комментируя слова Соломона из книги Екклесиаста о том, что мертвые ничего не знают: «Еще одно место, удостоверяющее, что мертвые не имеют... чувств. Там, сказал он, нет ни обязанностей, ни науки, ни знания, ни мудрости. Соломон считал, что мертвые спят и совсем ничего не чувствуют. Ибо мертвые лежат там, не считая ни дней, ни лет, но когда они будут пробуждены, им покажется, что они едва ли проспали одну минуту» (Martin Luther, Exposition of Solomons Booke Called Ecclesiastes, 152).

Нигде в Священном Писании нельзя найти утверждения, что в момент смерти праведные отправляются за своей наградой, а нечестивые – за наказанием. Патриархи и пророки не оставили подобного заверения. Христос и Его апостолы не сделали на это никакого намека. Библия ясно учит, что умершие не идут тотчас же на Небо. Они представлены как спящие до воскресения (см. 1 Фессалоникийцам 4:14; Иов 14:10-12). В тот день, когда рвется серебряная цепочка и разрывается золотая повязка (см. Екклесиаст 12:6), исчезают и помышления человека. Те, кто сходит в могилу, пребывают в безмолвии. Они не знают больше ничего о том, что делается под солнцем (см. Иов 14:21). Утомленные праведники покоятся в блаженном отдыхе. Время – длинно оно или коротко – для них лишь одно мгновение. Они спят; и трубой Божьей они будут пробуждены для славного бессмертия. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными... Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (1 Коринфянам 15:32-54). Как только они будут вызваны из своего глубокого сна, их мышление восстановится там, где оно было прервано в момент смерти. Их последним восприятием было острие смерти; последняя их мысль была о том, что они сделались добычей могилы. Когда же мертвые восстанут из нее, их первая радостная мысль отразится в победоносном крике: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).


Оглавление книги

Заказать бесплатно

Видео

Над облаками - Derrol Sawyer

День за днем - Fountainview академия

космический конфликт - Дуг Бэтчелор

...Больше видео

Перевод книги