Оглавление книги

27. Пробуждение в наше время - «Великая борьба»

Aудиозапись

Через провозглашение библейских истин всегда будут приниматься решения за или против вести. Слово Божье действует в сердцах людей и изменяет их, если они к этому стремятся. Сатана влияет на необращенных людей, чтобы они принимали такую религию, которая повсеместно базируется на чувствах, а Слово Божье рассматривается ими с презрением и равнодушием. Желание иметь удобную религию, соответствующую их собственным представлениям, способствует этому псевдообращению и сбивает людей с толку.

-----------------------------------------------

Г де бы верно ни проповедовалось Слово Божье, повсюду это приводило к результатам, которые подтверждали его Божественное начало. Дух Божий сопутствовал миссии Его слуг, и они с силой возвещали истину. Грешники чувствовали, как их совесть просыпается. «Свет... который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ев. Иоанна 1:9), освещал темные места их душ, и обнаруживалось все, бывшее прежде скрытым. Сильное осознание своей греховности охватывало их. Они были убеждены в грехе, правде и предстоящем суде. Они понимали праведность Иеговы и ощущали страх, думая о том, как они появятся перед Испытующим сердца в своей виновности и нечистоте. В душевной агонии они вопияли: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам 7:24). Когда же им был показан Голгофский крест с его неизмеримой Жертвой за грехи людей, то они увидели, что только заслуги Христа могли быть достаточными, для того чтобы искупить вину за их преступление закона; только это могло примирить человека с Богом. С верой и смирением они признавали Агнца Божия, понесшего на Себе грех мира. Благодаря пролитой крови Иисуса они имели «прощение грехов, соделанных прежде».

Эти души приносили достойный плод покаяния. Уверовав, они принимали крещение и поднимались из воды, чтобы ходить в обновленной жизни, став новым творением во Христе Иисусе, чтобы не сообразовываться с прежними похотями, но верою в Сына Божия следовать за Ним по Его стопам, отражать Его характер и очищать себя так, как Он чист. Они любили теперь то, что когда-то ненавидели, и ненавидели то, что когда-то любили. Гордые и самонадеянные люди становились мягкими и скромными. Самодовольные и высокомерные становились серьезными и непритязательными. Грубые становились почтительными, любители выпить – трезвенниками, распутные – высоконравственными. Они отказались от всего мирского и показного. Украшением, к которому стремились христиане, было не «внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:3-4).

Пробуждения приводили к глубокому самоисследованию и смирению. Они характеризовались серьезными и горячими воззваниями к грешникам, искренним состраданием к искупленным Христовой кровью. Мужчины и женщины в молитве боролись с Богом за спасение душ. Плоды таких пробуждений были видны в тех, которые не испугались самоотречения и жертвы, но радовались тому, что ради Христа были удостоены подвергнуться бесчестью и тяжелым испытаниям. Люди замечали преобразование в жизни исповедующих имя Иисуса. Их влияние шло обществу на пользу. Они собирали со Христом и сеяли в Дух, чтобы пожать жизнь вечную.

К ним относились слова: «Вы опечалились к покаянию». «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2 Коринфянам 7:9-11).

Это является плодом работы Духа Божия. Изменение образа жизни – лучшее доказательство подлинности покаяния. Если грешник возвратит залог, отдаст назад похищенное, признает свои грехи и полюбит Бога и своих ближних, то он может быть уверен в том, что нашел мир с Богом. Такими были результаты религиозных пробуждений в прежние годы. Их плоды самым убедительным образом свидетельствовали о том, какое огромное благословение Божье несли они с собой для спасения людей и облагораживания человечества.

Но многие пробуждения настоящего времени представляли разительный контраст с теми проявлениями Божьей милости, которые в ранние дни сопутствовали труду Божьих слуг. Это правда, что повсюду вспыхивает интерес, многие заявляют о своем обращении, а в церквях наблюдается большой прирост; и все же результаты этих пробуждений не дают основания полагать, что здесь имел место соответствующий рост настоящей духовности. Вспыхивающий на короткое время свет вскоре потухает, и наступает еще более густой мрак.

Массовые пробуждения очень часто бывают вызваны призывами к воображению, возбуждением чувств и удовлетворением интереса ко всему новому и удивительному. Обращенные, которые приобретаются таким образом, имеют мало желания слушать библейскую истину и проявляют мало интереса к свидетельству пророков и апостолов. Пока религиозное служение не содержит в себе чего-то сенсационного, оно для них непривлекательно. Весть, которая обращается к здравомыслию, не пробуждает в них отклика. Внятные предупреждения Божьего Слова, имеющие непосредственное отношение к их вечным интересам, остаются не принятыми во внимание.

Для каждой по-настоящему обращенной души связь с Богом и вечными предметами станет великим вопросом жизни. Но где в популярных церквях нынешнего времени найти дух посвящения Богу? Новообращенные не оставляют своей гордости и любви к миру. Они не больше хотят отречься себя, взять крест и идти по следам кроткого и смиренного Иисуса, чем до своего обращения. Религия стала насмешкой в устах неверующих и скептиков, потому что многие исповедники невежественны в отношении ее принципов. Сила благочестия почти оставила многие церкви. Пикники, церковные спектакли и базары, помпезные дома, выставление себя напоказ – все это изгнало мысли о Боге. Земельные владения, имущество и мирские занятия овладевают сознанием людей, а вечные интересы едва удостаиваются мимолетного внимания.

Несмотря на широко распространенное ослабление веры и благочестия, в этих церквях имеются верные последователи Христа. Перед заключительным посещением Земли Божьими судами в народе Господнем будет такое пробуждение простого благочестия, какого не наблюдалось с первоапостольских дней. Дух и сила Божьи изольются на Его детей. В то время многие выйдут из тех церквей, в которых любовь к этому миру заняла место любви к Богу и Его Слову. Многие, как священнослужители, так и прихожане, охотно примут те великие истины, которые Бог побудил провозглашать в это время, чтобы подготовить людей ко Второму пришествию Господа. Враг человеческих душ очень желает воспрепятствовать этому делу, и, прежде чем настанет время для такого движения, он попытается опередить его, применив подделку. В тех церквях, в которых он сможет установить свою обманчивую власть, создастся видимость излития особенных благословений Божиих; там будет проявляться то, что вызовет большую религиозную заинтересованность. Множество людей будет приходить в восторг от того, как удивительно Бог работает для них, тогда как на самом деле это является действием иного духа. Под видом религиозности сатана будет стремиться к тому, чтобы его воздействие на христианский мир простиралось повсюду.

Во многих пробуждениях, которые имели место в последние полстолетия, наблюдалось в большей или меньшей степени то же самое влияние, которое обнаружится в более обширных движениях будущего. Оно проявляется в эмоциональном возбуждении, в смешении истины с ложью, отлично приспособленном для того, чтобы сбить с пути. Тем не менее никто не должен быть обманут. Во свете Слова Божия не составляет труда установить природу этих движений. Где не придается значения свидетельству Библии, где поворачиваются спиной к ее простым, испытующим сердца истинам, требующим от человека самоограничения и отречения от мира, – там, можно быть уверенным, не даровано Божье благословение. И очевидно, что эти движения не являются работой Духа Божия, потому что Сам Христос установил это правило: «По плодам их узнаете их» (Ев. Матфея 7:16).

В истинах Своего Слова Бог дал людям откровение о Самом Себе; и для всех, кто верует в них, они служат щитом против сатанинских обманов. Именно игнорирование этих истин открыло дверь тем порокам, которые сейчас становятся столь широко распространенными в религиозном мире. Природа и важность закона Божия были в огромной мере выпущены из поля зрения. Неверное понятие о характере, вечности и обязательности Божественного закона привело к заблуждениям в отношении обращения и освящения и к понижению стандарта благочестия в церкви. Здесь и кроется секрет недостатка Духа Божия и Его силы в пробуждениях нашего времени.

В различных деноминациях есть люди, которые славятся своим посвящением и которыми этот факт признается и оплакивается. Профессор Эдуард А. Парк, рассуждая об опасностях, которым подвержена современная религия, верно отмечает: «Одним источником этой опасности является то, что с кафедры не настаивают на выполнении Божественного закона. Раньше кафедра была эхом голоса совести... Наши наиболее известные проповедники придавали своим речам удивительное величие, следуя примеру их Учителя и выражая признание закону, его заповедям и предостережениям. Они повторяли два великих утверждения: закон представляет Божественные совершенства, и человек, который не любит закон, не любит и Евангелие, потому что закон, равно как и Евангелие, является зеркалом, отражающим истинный характер Бога. Эта опасность ведет к недооценке пагубности греха, его распространяемости и наказуемости. Праведность заповеди пропорциональна неправомерности непослушания ей...

Дополнительно к названным опасностям существует еще опасность недооценки правосудия Божия. Тенденцией современной кафедры является отфильтровывание Божественного правосудия от Божественного благоволения, скорее сведение последнего к сентиментальности, чем возведение в принцип. Новая теологическая призма разделяет то, что Бог объединил вместе. Является Божественный закон добрым или злым? Закон добр. Тогда и правосудие является добрым, потому что оно располагает к исполнению закона. Привычка недооценивать Божественный закон и правосудие, а также распространяемость и наказуемость человеческого непослушания приводит людей к привычке недооценивать благодать, сделавшую возможным искупление греха». Так Евангелие теряет свою ценность и важность в умах людей, и в скором времени они практически готовы отвергнуть саму Библию.

По заявлению многих религиозных учителей, Христос Своей смертью упразднил закон – и люди с тех пор свободны от его требований. А некоторые выставляют закон как тяжкое бремя, и в противоположность рабству закона предоставляют свободу, которую дает Евангелие.

Но пророки и апостолы не так расценивали святой закон Божий. Давид сказал: «Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих» (Псалтирь 118:45). Апостол Иаков, который писал после смерти Христа, ссылается на Десятисловие как на «закон царский» и «закон совершенный, закон свободы» (Иакова 2:8; 1:25). И автор книги Откровение через полвека после распятия Христа сообщает о благословении для тех, «которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14).

Безосновательно заявление о том, что Христос Своей смертью аннулировал закон Своего Отца. Если бы это было возможно, чтобы закон был изменен или отменен, тогда не было бы необходимости в смерти Христа для спасения человека от наказания за грех. Смерть Христа очень далека от отмены закона и подтверждает его незыблемость. Сын Божий пришел «возвеличить и прославить закон» (Исаия 42:21). Он заявил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон»; «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Ев. Матфея 5:17-18). А относительно Себя Он провозглашает: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9).

Закон Божий по самой своей природе является неизменяемым. Он – откровение воли и характера его Автора. Бог есть любовь, и Его закон также есть любовь. Два его великих принципа – это любовь к Богу и любовь к человеку. «Любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10). Характер Божий – это праведность и истина; такова природа и Его закона. Псалмист сказал: «Закон Твой – истина» (Псалтирь 118:142), «все заповеди Твои праведны» (Псалтирь 118:172). И апостол Павел провозглашает: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12). Этот закон, который является выражением намерений и воли Бога, должен быть таким же бессмертным, как и Его Автор.

Работа обращения и освящения состоит в том, чтобы примирить людей с Богом посредством приведения их в гармонию с принципами Его закона. Человек был создан вначале по образу Божию. Он находился в полной гармонии с природой и Божьим законом; принципы праведности были записаны на скрижалях его сердца. Но грех отдалил его от своего Создателя, и он больше не отражал Божественный образ. Его сердце находилось в состоянии войны с принципами Божьего закона. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Римлянам 8:7). Однако «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ев. Иоанна 3:16), чтобы человек мог быть примирен с Богом. Благодаря заслугам Христа он может быть вновь приведен в гармонию со своим Творцом. Его сердце должно быть возрождено Божественной благодатью; он будет иметь новую жизнь, данную свыше. Эта перемена является новым рождением, без которого, по словам Иисуса, человек «не может увидеть Царствия Божия» (Ев. Иоанна 3:3).

Первый шаг в примирении с Богом – это признание греха. «Грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4). «Ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20). Для того чтобы увидеть свою вину, грешник должен проверить свой характер при помощи великого Божьего стандарта праведности. Это – зеркало, которое показывает совершенство праведного характера и помогает человеку увидеть недостатки в своем собственном.

Закон выявляет человеку его грехи, но не может исцелить его от них. Обещая жизнь послушному, он говорит и о смерти нарушителя. Только Евангелие Христа в состоянии сделать человека свободным от проклятия или от скверны греха. Он должен проявить раскаяние перед Богом, Чей закон он преступил, и веру во Христа – принесенную за него Жертву. Таким образом, он получает «прощение грехов, соделанных прежде» (Римлянам 3:25), и становится причастником Божеского естества. Он теперь – дитя Божье, получив дух усыновления, взывает к Нему: «Авва, Отче!» (Римлянам 8:15).

Свободен ли он теперь нарушать закон Божий? Павел сказал: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Римлянам 3:31; 6:2). И Иоанн провозглашает: «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоанна 5:3). При новом рождении сердце приводится в гармонию с Богом, а также в согласие с Его законом. Когда с грешником случается эта огромная перемена, он переходит от смерти в жизнь, от греха – к святости, от беззакония и восстания – к послушанию и преданности. Старая жизнь в отдалении от Бога закончилась; началась новая жизнь примирения, веры и любви. Тогда «оправдание закона» исполнится «в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 8:4). И речью души будет: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем» (Псалтирь 118:97).

«Закон Божий совершен, укрепляет душу» (Псалтирь 18:8). Без закона люди не имеют правильного понятия о чистоте и святости Бога и о своей собственной виновности и нечистоте. Они не убеждены по-настоящему в своей греховности и не чувствуют необходимости в покаянии. Не понимая, что находятся в потерянном состоянии, являясь преступниками закона Божия, они не осознают и своей нужды в искупительной крови Христа. Они принимают надежду спасения без коренной перемены сердца, без преобразования жизни. Поэтому имеется большое число поверхностных обращений, и к церкви присоединяется множество людей, которые никогда в действительности не были соединены с Христом.

Ошибочные теории относительно освящения, тоже имеющие свое происхождение в игнорировании или неприятии Божественного закона, завоевывают себе выдающееся место в современных религиозных движениях. Эти теории содержат в себе ложные учения, будучи пагубными еще и в отношении практических результатов; и то обстоятельство, что к ним, как правило, так благосклонно относятся, говорит об удвоенной необходимости ясного понимания того, что говорит по этому поводу Священное Писание.

Истинное освящение является библейской доктриной. Апостол Павел в своем послании, адресованном фессалоникийской церкви, заявляет: «Ибо воля Божия есть освящение ваше». И он молится: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фессалоникийцам 4:3; 5:23). Библия ясно учит о том, что такое освящение и как оно должно быть достигнуто. Спаситель молился о Своих учениках: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ев. Иоанна 17:17,19). И Павел наставляет, что верующие должны быть «освящены Духом Святым» (Римлянам 15:16). Что же делает Святой Дух? Иисус рассказывал Своим ученикам: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ев. Иоанна 16:13). И псалмопевец говорит: «Закон Твой – истина» (Псалтирь 118:142). Посредством Слова и Духа Божия людям открыты великие принципы праведности, реализованные в Его законе. А поскольку закон Божий свят, и праведен, и добр (см. Римлянам 7:12 – прим. ред.) и является представлением Божественного совершенства, то, следовательно, и характер, выработанный посредством послушания этому закону, будет тоже свят. Христос является совершенным Примером такого характера. Он говорит: «Я соблюл заповеди Отца Моего». «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ев. Иоанна 15:10; 8:29). Последователи Христа должны стать похожими на Него – при помощи благодати Божьей сформировать характеры в соответствии с принципами Его святого закона. Таково библейское освящение.

Эта работа может быть совершена только через веру во Христа силой живущего в человеке Духа Божия. Апостол Павел наставляет верующих: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13). Христианин будет испытывать побуждение к греху, но будет вести с ним непрерывное сражение. Именно здесь появляется нужда в помощи Христа. Человеческое бессилие соединяется с Божественной силой, и вера восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Коринфянам 15:57)

Священное Писание прямо показывает, что дело освящения совершается постепенно и по нарастающей. Когда грешник в результате обращения находит, благодаря искупительной крови Христа, мир с Богом, тогда его христианская жизнь лишь только начинается. Теперь он должен «спешить к совершенству», возрастать до «меры полного возраста Христова» (Евреям 6:1, Ефесянам 4:13 – прим. ред.). Апостол Павел говорит: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13-14). А Петр предлагает нам «лестницу», с помощью которой должно быть достигнуто библейское освящение: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь... Так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Петра 1:5-10).

Знающие из опыта, что такое библейское освящение, проявят дух смирения. Как и Моисей, они узрели торжественное величие святости и поняли свое собственное недостоинство в контрасте с чистотой и возвышенным совершенством вечно Сущего.

Пророк Даниил – это пример истинного освящения. Его долгая жизнь была жизнью благородного служения своему Господу. Он был «мужем желаний» для Неба (Даниил 10:11). И все же, вместо того чтобы утверждать, что он чист и свят, этот уважаемый пророк отождествляет себя с поистине грешным Израилем и ходатайствует за него пред Богом: «Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Даниил 9:18). «Согрешили мы, поступали нечестиво» (Даниил 9:15). Он пишет далее: «...я... говорил и молился и исповедывал грехи мои и грехи народа моего» (Даниил 9:20). А когда в более позднее время Сын Божий явился ему, чтобы наставить его, Даниил добавил: «Вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Даниил 10:8).

После того как Иов услышал голос Господа из бури, он сказал: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Исаия, узрев славу Божию и услышав херувимов, повторяющих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», воскликнул: «Горе мне! Погиб я!» (Исаия 6:3,5). Тогда как Павел был вознесен до третьего неба и слышал слова, которых человеку нельзя пересказать (см. 2 Коринфянам 12:2-4), он говорил сам о себе как о «наименьшем из всех святых» (Ефесянам 3:8). Именно возлюбленный Иоанн, склонявший свою голову на грудь Иисуса и созерцавший славу Его, пал к ногам ангела, как мертвый (см. Откровение 1:17).

Не может быть ни самовозвышения, ни хвастливых заявлений о том, что они свободны от греха, со стороны тех, кто ходит в тени Голгофского креста. Они убеждены, что это их грех явился причиной агонии, разбившей сердце Сына Божия, и эта мысль приведет их к самоуничижению. Живущие в теснейшей связи со Христом наиболее четко различают порочность и греховность человечества, и их единственная надежда покоится на заслугах распятого и воскресшего Спасителя.

Освящение, завоевывающее сейчас известность в религиозном мире, несет с собой дух самовозвышения и игнорирования закона Божия, что характеризует его как чуждое религии Библии. Его сторонники учат, что освящение – это мгновенное действие, при котором только через веру они достигают полной святости. «Только веруйте, – говорят они, – и благословение будет покоиться на вас». Со стороны принимающего эти благословения якобы не требуется больше никаких стараний. Одновременно с этим они не признают авторитета закона Божия, настаивая на том, что они избавлены от обязанности соблюдать заповеди. Но разве возможно, чтобы люди были святы, находились в гармонии с волей и характером Божиим – и вместе с тем не приводили свою жизнь в соответствие с принципами, являющимися выражением Его природы и воли, с принципами, которые обнаруживают то, что угодно Богу?

Жажда поверхностной религии, которая не требовала бы усилий, самопожертвования и разрыва с безумием мира, явилась причиной возникновения популярного учения о вере и только одной вере. Но что говорит Слово Божие? Апостол Иаков пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?.. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иакова 2:14-24).

Божье Слово свидетельствует против этой обольстительной доктрины о вере без дел. Вера, претендующая на благосклонность Неба без выполнения условий, на которых может быть дарована милость, – это самонадеянность; потому что настоящая вера имеет своим фундаментом обетования и условия Священного Писания.

Пусть никто не обманывает сам себя верой в то, что он сможет стать святым, преступая в то же время умышленно хотя бы одно из требований Божьих. Совершение сознательного греха заставляет умолкнуть свидетельствующий голос Святого Духа и разделяет душу с Богом. «Грех есть беззаконие». И «всякий согрешающий [нарушающий закон] не видел Его и не познал Его» (1 Иоанна 3:4,6). Несмотря на то что Иоанн в своих посланиях так полно и подробно освещает тему любви, все же он без колебания открывает истинный характер тех, которые заявляют, что они освящены, и в то же время проводят жизнь в непослушании Божьему закону. «Кто говорит: „я познал Его“, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1 Иоанна 2:4-5). Здесь критерий исповедания каждого человека. Мы не можем говорить о святости ни одного человека, не сверив его характер с единственным Божьим стандартом святости как на Небе, так и на Земле. Если люди не чувствуют значимости морального закона, если они принижают заповеди Божьи и относятся к ним небрежно, если они нарушают хотя бы одну из малейших сих и учат так других, то они сами тогда не будут иметь никакой ценности в очах Божьих, и можно быть уверенным, что их притязания безосновательны.

Само уже заявление человека о том, что он без греха, является доказательством того, что в действительности он далек от святости. Он может так говорить, потому что не имеет верного понятия о безграничной чистоте и святости Бога или о том, каким должен стать человек, находящийся в гармонии с Его характером; потому что не имеет истинного представления о чистоте и возвышенной красоте Иисуса, о злокачественности и пагубности греха. Чем больше дистанция между ним самим и Христом и чем недостаточней его представление о характере и требованиях Бога, тем праведнее он является в своих собственных глазах.

Освящение, изъясненное в Священном Писании, охватывает все существо человека – дух, душу и тело. Павел молился за фессалоникийцев, чтобы их «дух, душа и тело во всей целости» сохранились «без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23). И вновь он пишет верующим: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Римлянам 12:1). Во времена древнего Израиля каждая жертва, которая должна была быть принесенной Богу, скрупулезно исследовалась. Если у животного был найден какой-нибудь изъян, то его не приносили в жертву, потому что Бог повелел, чтобы жертва была «без порока». Так и христианам предлагается представить свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу». Чтобы это стало возможным, все их дарования должны быть наилучшим образом сохранены. Каждая привычка, которая снижает телесные или умственные способности, делает человека непригодным для служения своему Создателю. И возможно ли угодить Богу чем-нибудь меньшим, чем то, что является самым лучшим, на что мы способны? Христос сказал: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим» (Ев. Матфея 22:37). По-настоящему любящие Бога будут страстно желать посвятить Ему лучшее служение их жизни, и они будут постоянно стремиться к тому, чтобы привести каждую способность своего существа в гармонию с законами, которые поддержат их в осуществлении Его воли. Они не будут потворством аппетиту или страстям ослаблять или портить жертву, приносимую ими Небесному Отцу.

Петр советует «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петра 2:11). Всякое греховное удовольствие ведет к парализации способностей и к притуплению умственного и духовного восприятия, и в таком случае Слово Божье или Дух Святой производят самое слабое впечатление на сердце человека. Павел пишет коринфянам: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Коринфянам 7:1). И с такими плодами Духа, как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость» он ставит в один ряд и «воздержание» (Галатам 5:22-23).

Невзирая на эти вдохновенные высказывания, сколь многие, называющие себя христианами, ослабляют свои силы в погоне за прибылью или в поклонении моде; сколь многие унижают свое Богом дарованное человеческое достоинство чревоугодием, выпивкой и запрещенными удовольствиями. А церковь, вместо того чтобы порицать зло, слишком часто поощряет его, потворствуя аппетиту, жажде наживы или любви к развлечениям, с целью пополнения своей казны, в которую никто не хочет жертвовать просто из любви ко Христу. Если бы Иисус в наше время посетил церкви и увидел там празднества и нечестивую торговлю, проводимые якобы во имя религии, не изгнал ли бы Он тех осквернителей, как когда-то изгнал меновщиков из храма?

Апостол Иаков заявляет, что мудрость, сходящая свыше, «во-первых чиста» (Иакова 3:17). Столкнись он с теми, кто провозглашает драгоценное имя Иисуса оскверненными табаком устами, с теми, чье дыхание и все в них отравлено этим отвратительным запахом, с теми, кто принуждает находящихся вокруг него вдыхать яд табака, соприкоснись апостол с привычкой, столь противной чистоте Евангелия, неужели бы он не осудил ее как «земную, душевную, бесовскую» (см. Иакова 3:15 – прим. ред.)? Рабы табака, обманывая самих себя, говорят о том, что они имеют полное освящение и надеются также быть на Небе, однако Слово Божие однозначно провозглашает, что «не войдет в него ничто нечистое» (Откровение 21:27).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19-20). Тот, чье тело есть храм Духа Святого, не будет находиться в рабстве вредной привычки. Его способности и силы принадлежат Христу, Который искупил его ценой крови. Его собственность является собственностью Господа. Как он может быть невиновным, расточая это вверенное ему состояние? Называющие себя христианами расходуют ежегодно громадные суммы на никчемное и наносящее ущерб потворство своим желаниям, тогда как души гибнут без Слова жизни. Бог обкрадывается десятинами и приношениями, в то время как они уничтожают на жертвеннике разрушительных похотей больше, чем дают для оказания помощи бедным или для поддержки Евангелия. Если бы все, заявляющие о себе как о последователях Христа, были по-настоящему освящены, их средства, вместо того чтобы быть потраченными на ненужные и даже пагубные потакания прихотям, были бы вложены в сокровищницу Божью, а христиане показали бы пример умеренности, самоограничения и самопожертвования. В таком случае они были бы светом этому миру.

Мир предается потворству своим желаниям. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоанна 2:16) управляют массами людей. Тем не менее последователи Христа имеют более святое призвание. «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Коринфянам 6:17). Согласно Божьему Слову справедливо наше заявление о том, что не может быть подлинным освящение, которое не вызывает полного отказа от греховных стремлений и мирских наслаждений.

Для выполняющих условие «Выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому» обетование Божие гласит: «Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Коринфянам 6:17-18). Привилегия и долг каждого христианина – иметь богатый и обильный опыт в том, что связано с Богом. «Я свет миру, – говорил Иисус, – кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ев. Иоанна 8:12). «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18). Каждый поступок веры и послушания приводит душу в более тесную связь со Светом этого мира, в Котором «нет никакой тьмы» (см. 1 Иоанна 1:5 – прим. ред.). Яркие лучи Солнца Праведности озаряют слуг Божьих, и они обязаны их отражать. Как звезды свидетельствуют нам о том, что на Небесах есть великое Светило, Чья слава и заставила их так ярко сиять, так и христиане должны засвидетельствовать о том, что на троне Вселенной восседает Бог, Чей характер заслуживает восхваления и подражания. Плоды Его Духа, чистота и святость Его характера проявятся в Его свидетелях.

Апостол Павел в своем письме Колоссянам описывает даруемые детям Божиим богатые благословения: «Мы... не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Колоссянам 1:9-11).

И вновь он пишет о своем сильном желании того, чтобы братья из Ефеса пришли к пониманию степени привилегированного положения христиан. На самом понятном языке Павел говорит им об удивительной силе и знании, какими они могут располагать, будучи сыновьями и дочерьми Всевышнего. Им необходимо было «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке», для того чтобы они, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Но молитва апостола доходит до кульминации, когда он просит, чтобы они «исполнились всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:16-19).

В этих словах открыты вершины, до которых мы можем добраться при помощи веры в обетования нашего Небесного Отца, если удовлетворим Его требования. Через заслуги Христа мы имеем доступ к престолу Безграничного Могущества. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:32). Отец дал Свой Дух Своему Сыну в преизбытке, и мы тоже можем быть участниками Его полноты. Иисус сказал: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Ев. Луки 11:13). «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ев. Иоанна 14:14; 16:24).

Несмотря на то что жизнь христиан и будет характеризоваться скромностью, все же она не должна быть отмечена печатью уныния и собственной недооценки. Преимуществом каждого является жить так, чтобы Бог его одобрил и благословил. Нет воли нашего Небесного Отца на то, чтобы мы жили всегда под давлением осуждения и во тьме. Признаком настоящего смирения не является хождение с опущенной головой и погружение в размышления о самом себе. Мы можем прийти к Иисусу за очищением – и тогда уже предстать перед законом без стыда и угрызений совести. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Римлянам 8:1).

Благодаря Иисусу падшие сыны Адама становятся «сы- нами Божиими». «Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями» (Евреям 2:11). Христианская жизнь должна быть жизнью веры, победы и радости в Господе. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоанна 5:4). Верно говорил Божий слуга Неемия: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неемия 8:10). А Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Филиппийцам 4:4). «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессалоникийцам 5:16-18).

Таковы плоды библейского обращения и освящения; и только потому что великие принципы праведности, сформулированные в законе Божьем, так мало принимаются во внимание христианским миром, столь редки проявления этих плодов. Именно поэтому так слабо различима та серьезная, постоянная работа Духа Божия, которая отмечала пробуждения прежних лет.

При созерцании мы изменяемся. И поскольку людьми игнорируются те священные постановления, в которых Бог явил им совершенство и святость Своего характера, а их разум пленен человеческими учениями и теориями, то разве удивительно, что следствием этого является упадок жизненного благочестия в церкви. Господь объявляет: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иеремия 2:13). «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Псалтирь 1:1-3). И лишь когда закон Божий будет восстановлен в своем подобающем положении, среди называющих себя Его народом вновь может произойти возрождение древней веры и благочестия. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иеремия 6:16).


Оглавление книги

Заказать бесплатно

Видео

Над облаками - Derrol Sawyer

День за днем - Fountainview академия

космический конфликт - Дуг Бэтчелор

...Больше видео

Перевод книги