Оглавление книги

29. Первопричина зла - «Великая борьба»

Aудиозапись
Сатана и его ангелы сброшены с Неба (Откр. 12:7-12)

У почитаемого херувима Люцифера, находящегося в непосредственной близости к Богу, из-за тщеславия и гордости появилась склонность к самовозвышению. Он восстал против правления Бога и был изгнан с Неба. Ангелы предостерегли от встречи с ним Адама и Еву, но они не выдержали испытания. Таким образом открылся путь для горя и страданий на Земле. И все же Бог имел План для спасения людей и Вселенной.

-----------------------------------------------

Для многих умов происхождение греха и причина его существования – это источник большого недоумения. Они видят работу зла с ее страшными последствиями – бедами и разорением – и спрашивают, каким образом все это может происходить под верховной властью Бога, безграничного в мудрости, власти и любви. Здесь – тайна, которой они не находят объяснения. И в своей неуверенности и колебаниях они остаются слепыми по отношению к истинам, отчетливо представленным в Слове Божьем и имеющим большое значение для спасения. Есть такие, которые в своих исследованиях относительно существования греха стараются проникнуть в то, что Богом никогда не было открыто, поэтому они не находят разрешения своих затруднений, и те, которые имеют склонность к сомнениям и придиркам, пользуются этим для извинения своего неприятия слов Священного Писания. Другие, однако, не достигают удовлетворительного понимания великой проблемы зла вследствие того факта, что традиции и неправильное толкование сделали неясным учение Библии относительно характера Божия, природы Его правления и принципов Его обхождения с грехом.

Невозможно объяснить происхождение греха так, чтобы оправдать его существование. И все же как происхождение, так и конечное устранение греха могут быть поняты в достаточной мере для того, чтобы полностью обнаружились справедливость и благость Бога в Его обхождении со злом. Ни о чем так понятно не говорит Священное Писание, как о том, что Бог никоим образом не ответственен за начало греха, что не было какого-либо произвольного отнятия Божественной милости или какого-то недостатка в Божественном правлении, что могло бы дать повод к восстанию против Него. Грех – это самозванец, присутствие которого не может быть ничем оправдано. Это – необъяснимая тайна; оправдать его появление означает выступить в его защиту. Если бы для него можно было найти извинение или показать причину его существования, тогда он уже не был бы грехом. Наше единственное определение греха – это то, что дано в Слове Божьем, а именно: «грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4); он есть осуществление принципа, находящегося в состоянии войны с великим законом любви, который является фундаментом Божественного правления.

До появления зла Вселенная была объята покоем и радостью. Все находилось в полном согласии с волей Творца. Любовь к Богу занимала наивысшее положение, любовь друг ко другу была беспристрастной. Христос – Слово, Единородный от Бога – и Его Вечный Отец составляли единое целое в Их природе, характере и целях. Он был Одним Единственным во всей Вселенной, Кто мог проникать во все планы и намерения Бога. Христом Отец создал все небесные существа. «Ибо Им создано все, что на небесах... престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Колоссянам 1:16); и все Небо проявляло преданность Христу наравне с Отцом.

Закон любви является фундаментом Божьего правления, и счастье всего живого творения находится в зависимости от абсолютной гармонии с его великими принципами праведности. Бог очень хочет от всего Своего творения служения любви – почтения, имеющего свое начало в разумной оценке Его характера. Он не испытывает радости от принудительной преданности и поэтому предоставляет всем свободу воли, чтобы служение Ему было добровольным.

Но оказался некто, который предпочел извратить эту свободу. Грех произошел от того, кто после Христа был наиболее почтен Богом и кто своим могуществом и славой превосходил всех жителей Неба. До своего падения Люцифер занимал первое место среди осеняющих херувимов, был святым и непорочным. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иезекииль 28:12-15).

Люцифер мог бы оставаться под Божьим покровительством, любимым и почитаемым всем ангельским воинством, если бы он отдавал свои благородные способности для благословения других и прославления своего Творца. Однако, как говорит пророк, «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезекииль 28:17). Мало-помалу Люцифер начал лелеять в своей душе страсть к самовозвышению. «Ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим» (Иезекииль 28:6). «Говорил в сердце своем... выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13-14). Вместо того чтобы направлять к великому Богу любовь и преданность сотворенных Им существ, Люцифер старался завоевать их служение и поклонение для себя. Страстно возжелав той славы, которую Безграничный Отец даровал Своему Сыну, этот князь ангелов стал домогаться власти, обладать которой имел исключительное право только Христос.

Все Небо было радо тому, чтобы отражать славу Создателя и восхвалять Его. И пока Бог был почитаем таким образом, повсюду царили мир и счастье. Но теперь нота разногласия омрачила небесную гармонию. Служение себе и самовозвышение, в противоположность замыслам Создателя, пробудили предчувствие зла в умах тех, для кого слава Божия была превыше всего. Собравшиеся небесные советы старались образумить Люцифера. Сын Божий представил пред ним все величие, доброту и справедливость Творца, а также священную, неизменяемую природу Его закона. Сам Бог установил порядок на Небесах; нарушая его, Люцифер наносил бесчестье своему Создателю и обрекал самого себя на гибель. Но предупреждение, данное ему в духе безграничной любви и сострадания, только вызвало в нем дух сопротивления. Люцифер разрешил восторжествовать возникшему в нем чувству зависти ко Христу и стал еще решительней.

Гордый собственной славой, он лелеял в себе желание превосходства. Высокие почести, оказанные Люциферу, не были оценены им как дар Божий и не вызвали в нем чувства признательности по отношению к Создателю. Он гордился своим блеском и высоким положением и стремился стать равным Богу. Он был любим и уважаем небесным воинством. Ангелам доставляло большое удовольствие выполнять его поручения, ведь он больше их всех был наделен мудростью и величием. И все же признанным Правителем Неба являлся Сын Божий, единый с Отцом в могуществе и власти. Христос принимал участие во всех советах Бога, в то время как Люциферу не было разрешено проникать в Божественные намерения. Этот могущественный ангел задавался вопросом: «Почему Христос должен иметь превосходство? Почему Он почитаем выше Люцифера?»

Покинув свое место, которое он занимал в непосредственном Божьем присутствии, Люцифер направился возбуждать среди ангелов дух недовольства. Действуя секретно и временно маскируя свою подлинную цель под видом почтения к Богу, он пытался возбудить неудовольствие в отношении законов, управляющих небесными существами, намекая на то, что эти законы налагают на них излишние ограничения. Он настаивал на том, что поскольку по своей природе ангелы святы, то им следует повиноваться желаниям своей личной воли. Он пытался вызвать к себе сочувствие, представляя Бога несправедливым по отношению к нему в том, что наивысшей чести удостоин Христос. При этом Люцифер утверждал, что стремясь к большей власти и славе, он вовсе не ставит цель к возвышению себя, а хочет обеспечить свободу для всех обитателей Неба, чтобы посредством этого они могли достигнуть более высокой ступени бытия.

Бог по Своей великой милости очень терпеливо обращался с Люцифером. Он не был тотчас же понижен в своем статусе, когда впервые позволил себе проявить дух недовольства, а также даже и тогда, когда начал предъявлять свои ложные претензии перед верными ангелами. Ему еще долго было разрешено оставаться на Небе. Вновь и вновь ему предлагалось прощение на условии покаяния и повиновения. Все, что только могла Безграничная Любовь и Мудрость, было предпринято, для того чтобы убедить его в его ошибке. Дух недовольства никогда прежде не был известен на Небе. Люфицер и сам на первых порах не понимал, куда катится; он не осознавал подлинной природы своих чувств. Но когда была доказана беспочвенность его недовольства, Люцифер убедился в том, что был не прав, что Божественные требования справедливы и что он должен признать их таковыми перед всем Небом. Сделай он это – и мог бы быть спасен и он сам, и многие ангелы. Тогда Люцифер еще не полностью отказался от своей верности Богу. Несмотря на то что он оставил свое положение осеняющего херувима, все же если бы он пожелал вернуться к Богу, признав мудрость Создателя и с готовностью заняв место, отведенное ему в великом Божьем плане, то был бы восстановлен на своем посту. Но гордость воспрепятствовала ему подчиниться. Он постоянно оправдывал свою собственную линию поведения, настаивая на том, что ему нет нужды в покаянии, и таким образом полностью решил посвятить себя великой борьбе со своим Создателем.

Все силы его искусного ума теперь были отданы работе обмана, чтобы склонить на свою сторону ангелов, находящихся под его началом. Даже тот факт, что Христос предупреждал его и давал ему советы, был искажен и выставлен в таком свете, чтобы послужить его изменническим планам. Тем, кто наиболее привязался к нему узами любви и доверия, сатана представлял все дело так: о нем неправильно судят, его точку зрения не уважают, а его свободу ограничивают. От искажения слов Христа Люцифер перешел к увиливаниям и прямой лжи, обвиняя Сына Божия в злом умысле, что Он якобы хочет унизить его перед всеми небожителями. Он пытался также неверно представить предмет спора между ним и верными ангелами. Всех тех, кого он был не в состоянии смутить и полностью привлечь на свою сторону, он обвинял в равнодушном отношении к интересам обитателей Неба. Ту самую работу, которую он проделывал сам, сатана приписывал тем, кто оставался верным Богу. И, для того чтобы подтвердить свое обвинение Бога в несправедливости по отношению к нему, он прибегал к искажению слов и действий Создателя. Его стратегия состояла в том, чтобы сбить с толку ангелов, прибегая к коварным доводам, касающимся Божьих намерений. Все то, что было просто, он облекал тайной и посредством искусных искажений вызывал сомнение в отношении яснейших высказываний Иеговы. Его высокое положение, выражающееся в такой близкой связи с Божественным управлением, придавало еще большую силу всем его заявлениям, и многие были побуждены присоединиться к нему в восстании против власти Неба.

Бог в Своей мудрости позволил сатане продвигать свое дело до тех пор, пока дух недовольства не перерос в настоящий мятеж. Было необходимо, чтобы его планы всецело раскрылись и чтобы их настоящая природа и цель стали видны всем. Люцифер, как помазанный херувим, был высоко возвеличен и очень сильно любим небесными существами, поэтому его влияние на них было значительным. Правление Божье распространялось не только на небесных жителей, но и на все сотворенные миры; и сатана думал, что если он сможет повести за собой в восстании небесных ангелов, ему удастся также увлечь за собой и другие миры. Он искусно преподносил свою сторону вопроса, используя софистику и мошенничество для достижения своих целей. Его способность вводить в заблуждение была колоссальной, и, спрятавшись под покровом лжи, он обрел преимущество. Даже верные ангелы не могли полностью распознать его характер или увидеть, к чему ведет его деятельность.

Сатана был так высоко почитаем, и все его действия были так покрыты тайной, что было трудно раскрыть ангелам подлинную природу его работы. Пока грех не развился полностью, он не проявил бы себя как зло, каковым он в действительности и является. До этого в Божьей Вселенной такого не случалось, и святые существа не имели понятия о природе греха и его злокачественности. Они не могли представить себе тех страшных последствий, которые произошли в результате устранения Божественного закона. Поначалу сатана маскировал свою работу показным принятием обета верности Богу. Он заявлял о том, что старается содействовать славе Божьей, прочности Его правления и благу всех небожителей. Насаждая недовольство в умах ангелов, находившихся под его началом, он очень ловко создавал видимость, что делает все возможное со своей стороны, чтобы удалить это недовольство. Он настаивал на том, что в порядке и законах Божьего правления должны быть произведены изменения, и будто бы это жизненно необходимо для сохранения гармонии на Небе.

В Своем обращении с грехом Бог мог применять только праведность и истину. Сатана же пользовался тем, чем не мог пользоваться Бог, а именно: лестью и обманом. Он пытался фальсифицировать Слово Божие и в искаженном виде представить перед ангелами Его план правления, заявляя, что Бог не был справедлив, налагая на небожителей бремя законов и правил, и что в предъявляемом к Своим созданиям требовании покорности и повиновения Он искал лишь возвеличивания Самого Себя. По этой причине всем обитателям Неба, равно как и всем мирам, необходимо было открыть, что Божье правление справедливо, а Его закон совершен. Сатана притворялся, будто бы он сам ищет того, что содействует благу Вселенной. Подлинный характер обманщика и его настоящие намерения должны были быть поняты всеми. Ему нужно было дать время, чтобы проявить себя в своих злых деяниях.

В разногласии, вызванном на Небе его собственными действиями, сатана обвинил закон и правление Божие. Все зло он объявил результатом Божественного руководства. Он утверждал, что его собственной целью было улучшить законы Иеговы. Следовательно, было необходимо, чтобы он продемонстрировал природу своих претензий и практически показал действие предлагаемых им изменений в Божественном законе. Его собственная работа должна была осудить его. Сатана заявлял с самого начала, что он не проявляет сопротивления. Перед всей Вселенной с обманщика нужно было сорвать маску.

Даже когда было принято решение о невозможности его дальнейшего пребывания на Небе, Безграничная Мудрость не лишила сатану жизни. Поскольку Богом может быть принято одно лишь служение любви, то преданность Его созданий должна основываться на убеждении в Его справедливости и благости. Небожители и обитатели других миров, будучи неподготовленными к тому, чтобы понять природу греха или его последствия, не могли бы увидеть справедливость и милость Божью в уничтожении сатаны. Будь он немедленно истреблен, они служили бы после этого Богу скорее из страха, чем из любви. И тогда ни влияние обольстителя не было бы полностью разрушено, ни дух мятежа не был бы совершенно истреблен. Злу нужно было позволить дойти до завершения. Ради блага всей Вселенной на вечные времена сатана должен был более полно развить свои принципы, чтобы таким образом его обвинения против Божественного правления стали бы видны всем сотворенным существам в их истинном свете, с тем чтобы справедливость и милосердие Божии, а также непреложность Его закона остались навсегда вне всякого сомнения.

Восстание сатаны должно было послужить для Вселенной уроком на все грядущие века, вечным свидетельством о сущности и страшных результатах греха. Реальное правление сатаны и его воздействие на людей и ангелов обнаружили бы плоды устранения Божественного авторитета. Это стало бы доказательством того, что с существованием Божьего правления и Его закона тесно связано благополучие всего Его творения. Итак, история этого страшного бунтарского опыта должна была стать вечным щитом для всех разумных святых существ, предохраняя их от обмана относительно природы беззакония и спасая от совершения греха, чтобы не понести за него наказания.

До самого окончания борьбы на Небесах великий узурпатор продолжал оправдывать себя. Но когда было объявлено, что сатана вместе с сочувствующими ему ангелами должен быть изгнан из обителей блаженства, то предводитель повстанцев дерзко признался в своем презрении к закону Творца. Он вновь и вновь делал заявление о том, что ангелы не нуждаются в контроле, но что им надо разрешить следовать своей личной воле, которая всегда будет вести их верным путем. Он осудил Божественные уставы как ограничивающие их свободу и объявил, что его цель состоит в том, чтобы добиться отмены закона, чтобы свободные от этого ограничения небесные воинства смогли подняться на еще более возвышенную, более славную ступень бытия.

Единодушно сатана и его приспешники возложили вину за свой мятеж всецело на Христа, утверждая, что если бы их не порицали, то они никогда не восстали бы. Таким образом, архимятежник и его сторонники, упорные и дерзкие в своей измене, напрасно стремящиеся ниспровергнуть Божье правление и богохульно выставляющие себя при этом невинными жертвами тиранической власти, были, в конце концов, изгнаны с Неба.

Тот же самый дух, который возбудил мятеж на Небе, все еще вдохновляет восстание на Земле. Сатана продолжил теперь уже с людьми проводить ту же политику, что и раньше с ангелами. Его дух теперь правит детьми неповиновения. Уподобляясь ему, они пытаются сломать ограждения закона Божия и сулят людям свободу через нарушение Его заповедей. Обличение во грехе до сих пор возбуждает дух ненависти и сопротивления. Когда Божьи вести предостережения взывают к совести людей, сатана склоняет их к самооправданию и поиску в других сочувствия к своему греховному образу действий. Вместо того чтобы исправить свои ошибки, они исполняются негодованием на того, кто их обличил, как будто бы он единственный создал проблему. Со времен праведного Авеля и до наших дней всегда обнаруживается тот же дух по отношению к тем, кто берет на себя смелость осудить грех.

Тем же методом представления в ложном свете характера Бога, какой сатана применил на Небе, выставляя Его суровым и деспотичным, он склонил ко греху и человека. А добившись этого, он заявил, что Божьи несправедливые ограничения привели к падению человека, точно так же, как они явились причиной и его собственного противодействия.

Но Сам Вечносущий так свидетельствует о Своем характере: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исход 34:6-7).

Изгнав сатану с Неба, Бог показал Свою справедливость и сохранил честь Своего престола. А когда согрешил человек, уступив измышлениям этого отступнического духа, Бог доказал Свою любовь, отдав Своего единородного Сына на смерть ради падшего рода. В этом искуплении открылся весь характер Бога. Могущественный аргумент креста подтверждает всей Вселенной, что правление Божие никоим образом не было ответственно за избранный Люцифером курс греха.

В противостоянии между Христом и сатаной во время земного служения Спасителя был раскрыт характер великого обманщика. Ничто не могло так действенно искоренить всякое чувство любви к нему у святых ангелов и всей верной Вселенной, как та жестокая, беспощадная война, которую сатана повел против Спасителя мира. Наглое богохульство его требования ко Христу оказать ему честь и поклониться, его дерзкая бесцеремонность, когда он перенес Его на вершину горы и крыло храма, его злостное намерение, выданное в тех уговорах Христа, чтобы Он бросился вниз с головокружительной высоты, та неусыпная злоба, с какой он охотился за Ним от места к месту, подстрекая священников и народ отклонить Его любовь, и, в конечном итоге, кричать: «Распни, распни Его!» (Ев. Луки 23:21 – прим. ред.) – все это наполнило Вселенную удивлением и возмущением.

Это сатана подтолкнул мир к отвержению Христа. Князь зла привел в действие всю свою силу и ловкость, чтобы погубить Иисуса, потому что он понимал, что милосердие и любовь Спасителя, Его сострадание и милосердная доброта представляли миру характер Бога. Сатана оспаривал каждое утверждение Сына Божия и использовал людей в качестве своих агентов, чтобы наполнить жизнь Спасителя болью и печалью. Хитросплетения и ложь, которыми он пытался помешать деятельности Иисуса, ненависть, проявляемая через детей неповиновения; его жестокие обвинения против Того, Чья жизнь была жизнью беспримерной добродетели, – все это происходило из глубокого чувства мести. Сдерживаемый огонь зависти и злобы, ненависти и мести внезапно вспыхнул на Голгофе, чтобы поглотить Сына Божия, в то время как все Небо с немым ужасом смотрело на происходящее.

Когда свершилось великое жертвоприношение, Христос вознесся на высоту, отклоняя поклонение ангелов, пока не представил Отцу Своей просьбы: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ев. Иоанна 17:24). Тогда с невыразимой любовью и силой от престола Отца последовал ответ: «Да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евреям 1:6). На Иисусе не было ни единого пятна. Его унижение осталось в прошлом, Его жертва совершена, и Ему было дано имя превыше всякого имени.

Теперь вина сатаны оказалась вне всякого извинения. Он показал свой истинный характер лжеца и убийцы. Было ясно, что тот же самый дух, с каким он господствовал над сынами человеческими, бывшими в его власти, сатана проявил бы, если бы ему было позволено руководить небожителями. Он заявлял, что преступление Божьего закона принесет свободу и возвышение, однако результаты, напротив, свидетельствовали о рабстве и вырождении.

Лживые обвинения сатаны против Божественного характера и правления предстали в истинном свете. Он упрекал Бога в том, что Бог просто ищет для Себя возвышения, настаивая на подчинении и повиновении Себе Своих созданий; сатана также заявлял, что, в то время как Создатель требовал от всех остальных самоограничения, Сам Он, однако, не практиковал такового и не приносил никакой жертвы. Но теперь стало очевидно, что для спасения падшего и грешного рода Правитель всей Вселенной принес величайшую Жертву, какую могла принести лишь Любовь; «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19). Стало очевидным также и то, что, тогда как Люцифер в своем желании славы и превосходства открыл дверь греху, Христос, с целью искоренения греха, смирил Себя и стал послушным до смерти.

Бог обнаружил Свое резко отрицательное отношение к принципам восстания. Все Небо увидело Его справедливость, явленную в осуждении сатаны и в искуплении человека. Люцифер утверждал, что если закон Божий незыблем, а наказание за его нарушение не может быть снято, то каждому законопреступнику должно быть навсегда отказано в благосклонности Создателя. Он заявлял, что греховный род находится вне искупления и является поэтому принадлежащим ему по праву. Но смерть Христа оказалась неопровержимым доводом в защиту человека. Наказание за нарушение закона принял Тот, Кто равен Богу, а человек мог свободно принять праведность Христа и жизнью покаяния и смирения, подобно Сыну Божию, одержать победу над силой сатаны. Таким образом, Бог праведен и оправдывает всякого, кто верит в Иисуса.

Но искупление человека не было единственным делом, из-за которого Христос пришел на Землю, чтобы пострадать и умереть. Он пришел также для того, чтобы «возвеличить и прославить закон» (Исаия 42:21). Не только жители нашей планеты должны были проявить должное уважение к закону, но и перед всеми другими мирами Вселенной надо было показать, что закон Божий неизменяем. Если бы было возможно устранить его требования, тогда Сыну Божию не нужно было бы отдавать Свою жизнь, для того чтобы искупить его нарушителей. Смерть Христа подтверждает непреложность закона. И эта жертва, принесенная ради спасения грешников, на которую безграничная любовь побудила Отца и Сына, наглядно демонстрирует всей Вселенной, что справедливость и милость являются фундаментом закона и правления Божия.

При окончательном приведении в исполнение решения Суда станет ясно, что причины для греха не существует. Когда Судия всей Земли спросит у сатаны: «Почему ты восстал против Меня и отнял у Меня Моих подданных?», автор зла не сможет привести никакого оправдания и извинения. Ни одни уста не откроются для ответа, и все восставшие воинства будут молчать.

Голгофский крест, объявляя закон неизменяемым, свидетельствует всей Вселенной о том, что возмездие за грех есть смерть. В предсмертном возгласе Спасителя «Совершилось!» (Ев. Иоанна 19:30) для сатаны прозвучал смертный приговор. Длившийся так долго великий конфликт теперь разрешился и окончательное искоренение зла стало неизбежным. Сын Божий прошел через врата могилы, чтобы «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евреям 2:14). Страсть Люцифера к самовозвышению привела его к тому, чтобы сказать: «Выше звезд Божьих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13-14). Бог провозглашает: «Я превращу тебя в пепел на земле... и не будет тебя во веки» (Иезекииль 28:18-19). Когда «придет день, пылающий, как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахия 4:1).

Все обитатели Вселенной станут очевидцами сущности греха и того, к чему он приводит. Абсолютное истребление греха, которое в начале его возникновения вызвало бы у ангелов страх и принесло бы бесславие Богу, теперь докажет Его любовь и упрочит Его честь перед жителями всех миров, с радостью исполняющих Его волю, в чьих сердцах находится Его закон. Никогда зло не появится вновь. Слово Божие говорит: «И бедствие уже не повторится» (Наум 1:9). Закон Божий, который сатана осуждал как рабское иго, будет почитаем как закон свободы. Проверенное в испытании творение никогда уже больше не проявит своей неверности Тому, Чей характер был полностью явлен им во всей Своей непостижимой любви и безграничной мудрости.


Оглавление книги

Заказать бесплатно

Видео

Над облаками - Derrol Sawyer

День за днем - Fountainview академия

космический конфликт - Дуг Бэтчелор

...Больше видео

Перевод книги